Правильное название федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказывающего государственные услуги в сфере ведения государственного кадастра недвижимости и выполняющего целый ряд других функций ─ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или сокращенно ─ Росреестр).
Но какими только «именами» не называют и саму эту службу и ее территориальные органы. То важное слово «государственной» пропустят, и получится ─ «федеральная служба кадастра и картографии». То о не менее значимом прилагательном «федеральная» забудут, и назовут Росреестр ─ «государственная служба кадастра и картографии». А порой, избавившись от того и другого, «наградят» его несуществующим названием ─ «служба регистрации кадастра и картографии».
Не лучше ситуация и с территориальными подразделениями. Казалось бы, простое название ─ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (по Ленинградской области, например). А как только его не переделывают. И почти правильно воспроизведут, но все-таки с ошибками, ─ «управление федеральной службы регистрации кадастра», «управление федеральной государственной регистрации кадастра», «управление государственной регистрации кадастра». А могут излишне пафосно ─ «управление государственной службы государственной регистрации кадастра». Или, напротив, упрощенно ─ «управление регистрации кадастра и картографии». А бывает вместе с прилагательными «государственный» и «федеральный» опустят еще и существительное «регистрация», и получится ─ «управление службы кадастра и картографии».
Но вся эта путаница в названиях не умаляет главного – огромного объема и важности работы, которой занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Сегодня на нее возложено выполнение самых разнообразных функций. Помимо государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и оказания государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, это ─ государственный кадастровый учет недвижимого имущества, землеустройство, государственный мониторинг земель, геодезия и картография, навигационное обеспечение транспортного комплекса. Кроме того, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, государственный земельный надзор, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих, выполняет государственную кадастровую оценку недвижимости, о которой Вы узнаете из статьи...
В своей работе Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется Конституцией, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами РФ.
К числу важнейших документов, регламентирующих ее деятельность, относятся:
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии представлена фактически во всех субъектах Российской Федерации в виде управлений. В Центральном федеральном округе действует восемнадцать таких управлений, в Приволжском – четырнадцать, в Сибирском – двенадцать, в Северо-Западном – десять, в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах – по восемь, а в Уральском и Южном – по шесть.
Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных».
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, были переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации. Но уже через несколько лет в соответствии с приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 № 473 они были реорганизованы в филиалы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в постоянном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
С целью обеспечить наилучшее выполнение своих функций, Росреестр заключил соглашения о сотрудничестве со многими структурами и организациями.
В числе его партнеров - федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба судебных приставов и Федеральная налоговая служба. Подписаны договоры о сотрудничестве с Федеральной нотариальной палатой и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства.
Росреестр находится в постоянном рабочем взаимодействии с целым рядом министерств: Министерством образования и науки, Министерством обороны, Министерством сельского хозяйства, Министерством связи и массовых коммуникаций.
На договорной основе Росреестр сотрудничает с общественными организациями: Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Союзом садоводов России.
Среди партнеров Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ─ негосударственная, некоммерческая организация Торгово-промышленная палата Российской Федерации и организация сугубо коммерческая ─ Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии выполняет огромный объем работы. В 2013 году она получила свыше 31 миллиона заявлений об оказании услуг. Свыше 13 миллионов из них были приняты работниками филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» и чуть меньше двух миллионов ─ в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Обратившись в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, любой гражданин России имеет возможность получить необходимую информацию.
Владельцев недвижимости в первую очередь интересуют сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН), а также информация из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В Росреестре можно также получить сведения из федерального картографо-геодезического фонда Российской Федерации и из нескольких государственных реестров ─ кадастровых инженеров, арбитражных управляющих, оценщиков, а также информацию из фонда данных государственной кадастровой оценки.
Росреестр и МФЦ
На конец марта 2014 года услуги Росреестра (а речь идет о предоставлении сведений из ЕГРП и ГКН, государственной регистрации прав и постановке на кадастровый учет) в России оказывали 728 офисов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). (Справедливости ради следует сказать, что не во всех из них можно было получить полный набор перечисленных услуг).
В рейтинге предоставления государственных услуг Росреестра в МФЦ первое место принадлежит Ямало-Ненецкому автономному округу, комплексный (итоговый) показатель которого составляет 98%. Но есть субъекты федерации, у которых в этой графе стоит скромный ноль.
Санкт-Петербург занимает второе место (89%), Москва ─ десятое (76%).
Среди лидеров - Новгородская, Самарская и Ульяновская области, края ─ Краснодарский и Пермский, Республика Ингушетия.
Разграничивать земельные участки, измерять и учитывать их площадь люди начали еще на заре цивилизации. По мере становления государств, в разных частях мира возникали земельный налог и оценка земель. На территории нынешней России описание земельных угодий проводилось уже в IX веке.
Со временем земельный кадастр во все большей степени начал исполнять роль базиса для правового обеспечения земельной собственности.
В XVI веке был учрежден Поместный приказ, под контроль которого перешли организация и проведение межевых и кадастровых работ. Все операции с землей: купля-продажа земельных участков, обмен ими и проч. не только подтверждались документами, но и отражались в писцовых книгах. Государство признавало писцовые книги в качестве важнейшего доказательства прав на землю, поскольку запись в них носила характер земельной регистрации.
До начала XX столетия сведения о земле содержались в «Межевой книге» и «Поземельной книге». Их наличие позволяло государству выполнять фискальную функцию, а землевладельцам защищать свои права на землю.
Октябрь 1917 г. коренным образом изменил земельные отношения в России. Земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием. Приняты декреты «О земле» и «О социализации земли».
Но все это не отменило потребность государства в сведениях о земельных ресурсах.
Кадастр, установленный Законом СССР от 13.12.1968 «Об утверждении основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», представлял собой собранные в единую книгу таблицы сведений о землях страны.
Одним из нормативных актов, определивших правила ведения земельного кадастра, стало Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 10.06.1977 № 501.
В конце XX столетия, казалось бы, уснувший навсегда рынок земли в России начал подавать признаки жизни.
На фоне его стремительного возрождения развернулась работа по созданию государственного кадастра недвижимости (ГКН).
Решение об этом, принятое еще в 2004 году, привело к организации Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В реальную плоскость ведение кадастра недвижимости перешло только в 2008 году, после вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Работа по ведению государственного кадастрового учета недвижимости и особенно земельного кадастра в такой стране как Россия ─ задача архисложная. Во многом потому, что рынок земли, хочет кто того или нет, являющийся одним из драйверов развития кадастра недвижимости, брал в нашей стране очень долгую, измеряемую десятилетиями паузу. И еще потому, что Россия – самая большая по территории (1 709 820 000 га) страна мира.
Поиском оптимальных подходов к решению проблем кадастрового учета видимо объясняется тот факт, что федеральный орган, ведущий государственный земельный кадастр (сегодня государственный кадастр недвижимости – Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ), постоянно менял форму организации. За сравнительно короткое время он успел побывать комитетом, министерством, агентством. И вот сегодня стал федеральной службой ─ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.