Проводимая в России с 1999 года оценка кадастровой стоимости земли придала мощный импульс развитию земельного рынка. Превращенные в товар земельные участки вовлекаются в рыночный оборот. Их собственники могут чувствовать себя комфортно, если существует понятный механизм формирования цены участков. Кроме того, на институт кадастровой стоимости земли (а в будущем и другой недвижимости) опирается система налогообложения.
Когда рынок земли только зарождался, а механизм формирования рыночных цен еще не сложился, использовалось понятие «нормативная стоимость» земельных участков. Затем на смену нормативной пришла кадастровая стоимость. Даже при наличии рыночной стоимости в целом ряде случаев нужно знать кадастровую стоимость (а, значит, необходимо проведение кадастровой оценки земель).
Например:
Важнейшая сфера использования кадастровых цен ─ налогообложение. Проведение государственной кадастровой оценки земель ─ обязательное условие эффективного налогообложения. В настоящее время земельный налог служит важным источником доходов для органов местного самоуправления. Соответствующим образом организованное налогообложение не только способствует наполнению бюджета, но и стимулирует рациональное использование земельных ресурсов, в т. ч. экономически целесообразную застройку территорий, а также служит базой для определения арендных платежей и обоснования инвестиционных проектов.
К 2018 году по всей России вместо двух сегодняшних отдельных налогов ─ на имущество и земельного - должен быть введен единый налог на недвижимость. Базис для его исчисления ─ кадастровая стоимость недвижимости. Сейчас налог на недвижимое имущество кроме земельных участков (для их налогообложения кадастровая стоимость используется уже сегодня) рассчитывается по т.н. «стоимости БТИ» или инвентаризационной стоимости. (Инвентаризационная стоимость ─ сумма средств, необходимая для возведения аналогичного объекта на текущий момент времени). В 2018-м инвентаризационную стоимость заменит кадастровая. А значит, кадастровая оценка квартиры, кадастровая оценка дома и любого другого объекта недвижимости приобретает государственное значение, поскольку кадастровая оценка будет определять размеры единого налога на недвижимость.
Кадастровая оценка имущества, заказчиком которой выступил Росреестр, завершилась к 1 января 2013 г. Была оценена вся (70 миллионов объектов капитального строительства) недвижимость на территории России.
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка (земель в т. ч.) является совокупностью действий, включающих следующие составляющие:
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ. С 1 января 2013 года именно органы власти субъектов РФ, а не Росреестр, выступают заказчиком проведения кадастровой оценки, принимают и оплачивают результаты, выбирают оценщиков. Задача Росреестра ─ вести фонд данных кадастровой оценки, формировать перечень объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке, создавать комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и обеспечивать их деятельность.
Периодичность государственной кадастровой оценки ─ не реже чем один раз в течение пяти лет. Государственная кадастровая оценка в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) проводится не чаще, чем один раз в течение двух лет. Органы власти регионов вправе принимать решения о проведении государственной кадастровой оценки по необходимости, не дожидаясь, пока истечет пятилетний срок. В России периодичность проведения кадастровой оценки примерно такая же в Нидерландах и Дании (один раз в четыре года); Финляндии, Франции и Швеции (один раз в пять-шесть лет). Реже (один раз в восемь-двадцать лет) проводится оценка (переоценка) недвижимости в Австрии, Бельгии, Италии, Испании.
Основную ответственность за проведение кадастровой оценки недвижимости несут государственные органы власти. В Австрии, Дании и Германии ─ это налоговые органы. В Бельгии, Франции, Италии, Испании, Швеции ─ специальные органы по управлению земельными ресурсами. Кроме того, могут быть задействованы бюро по оценке, исследовательские институты, муниципалитеты.
Государственная кадастровая оценка недвижимости проводится в отношении объектов, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Если задание на оценку составляется с целью определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, оно должно содержать перечень этих объектов. Перечень формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и включает содержащиеся в ГКН количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки.
Привлечение для проведения работ по определению кадастровой стоимости осуществляется на конкурсной основе. К этой деятельности допускаются лица, отвечающие следующим условиям:
При осуществлении оценочной деятельности различают следующие виды стоимости объекта оценки: рыночную, инвестиционную, ликвидационную, кадастровую.
В Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статье 3 «Понятие оценочной деятельности» определено: «Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости».
В Федеральном стандарте оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» сказано следующее: «При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки».
Кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует. Объекты государственной кадастровой оценки ─ это объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.
Массовая оценка недвижимости ─ процесс определения ее стоимости посредством группирования объектов оценки, имеющих схожие параметры, с использованием математических и иных методов моделирования.
Система массовой оценки объектов недвижимости, основанная на рыночной стоимости, применяется, по меньшей мере, с XIX столетия. В числе ее родоначальников Бельгия, Великобритания, Германия, Швейцария. Такой подход позволяет рассчитать максимально приближенную к рыночной стоимость объекта недвижимого имущества.
Преимущество массовой оценки – быстрота. За короткий срок можно оценить значительное количество объектов недвижимости с относительно высоким качеством результатов.
Хотя в разных странах приняты собственные стандарты оценки недвижимости, их объединяет общая концепция, заключающаяся в том, что кадастровая стоимость должна определяться на основе рыночной стоимости недвижимого имущества (земли).
Определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки включает несколько этапов. Начальный – сбор и анализ достаточной и достоверной рыночной информации и обоснование выбора модели оценки кадастровой стоимости. В своей работе оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, сведения из землеустроительной документации, базы данных организаций и учреждений субъекта РФ и муниципальных образований.
Определяются ценообразующие факторы объектов оценки и собираются сведения о них. Другие этапы: построение модели оценки; анализ качества модели оценки; расчет кадастровой стоимости и составление отчета.
Выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости должен быть обоснован. Для построения модели оценки может быть использована методология любого из подходов к оценке недвижимости: затратного, сравнительного и доходного. При наличии достаточной информации о ценах сделок по купле-продаже объектов оценки расчет кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется преимущественно на основании сравнительного подхода.
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Развитие земельно-кадастровых отношений в России привело к трансформированию земельного кадастра в кадастр недвижимости, содержащий сведения не только о земельных участках, но и неразрывно связанных с ними объектах капитального строительства.
В большинстве стран мира предпочтение отдается комплексной оценке земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства. Многие российские эксперты считают, такой взгляд на кадастровую оценку земли продуктивнее, чем принятый в современной России (а также в Австрии, Белоруссии, Грузии, Эстонии) подход, когда государственная кадастровая оценка земельных участков и государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (объектов капитального строительства) проводятся отдельно.
И все-таки говорить об их полной независимости друг от друга не приходится. Кадастровая оценка застроенных земельных участков при отсутствии установленного вида разрешенного использования производится исходя из назначения объектов недвижимости, расположенных в пределах этих участков.
Если выполняется кадастровая оценка участка, не имеющего строений, при отсутствии установленного вида разрешенного использования, принимается вид, способный обеспечить такому земельному участку наибольшую рыночную стоимость с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования.
Отчет об определении кадастровой стоимости должен быть составлен не позднее семи месяцев со дня заключения договора на проведение кадастровой оценки. Отчет составляется на бумажном носителе не менее чем в трех экземплярах и на электронном носителе в форме электронного документа.
Отчет направляется в саморегулируемую организацию (СРО) оценщиков, членами которой являются специалисты, определяющие кадастровую стоимость.
Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в т. ч. повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, в течение тридцати рабочих дней со дня предоставления отчета в эту СРО.
Результаты кадастровой оценки (земель и иных объектов недвижимости) должны быть утверждены. В течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ должен принять акт об утверждении содержащихся в таком отчете данных, означающий утверждение результатов кадастровой оценки. Акт вступает в силу после официального опубликования.
В течение трех рабочих дней копию акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (в т.ч. результаты государственной кадастровой оценки земель) не всегда удовлетворяют заказчика. Выполненная с погрешностью оценка кадастровой стоимости земельного участка приводит к несправедливому налогообложению. Это заставляет оспаривать достоверность величины стоимости объекта кадастровой оценки, что мешает финансированию местных бюджетов муниципальных образований Российской Федерации. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29. 07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Зарубежный опыт доказывает, что оспаривание кадастровой оценки теряет свою актуальность при своевременном информировании о результатах кадастровой оценки путем направления соответствующих уведомлений владельцам недвижимости, как на этапе проведения оценочных работ, так и по их окончании.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов опирается на соответствующую нормативную базу, включающую в т. ч. следующие нормативные акты: Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 и Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39.
При кадастровой оценке земель населенных пунктов принимается во внимание комплекс различных факторов:
Проведение анализа спроса земельных участков на рынке зависит от разрешенного использования этих земельных участков.
Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по государственной оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства экономического развития от 01.07.2005 № 145.
Для земель сельскохозяйственного назначения кадастровая стоимость измеряется капитализированным расчетным рентным доходом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка – умножением расчетного рентного дохода на срок капитализации, равный 33 годам.
Приказом Росземкадастра от 12.03.2003 № П/42 утверждены показатели кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в пределах территорий субъектов Российской Федерации. Кадастровая стоимость одного гектара очень разнится. От 43 560 руб./га в Краснодарском крае (это самый высокий показатель в стране) до 400 руб./га в Республика Саха (Якутия), Мурманской области и нескольких АО – Коми-Пермяцком, Корякском, Ненецком, Ханты-Мансийском, Эвенкийском, Ямало-Ненецком. А в Таймырском (Долгано-Ненецком) и Чукотском автономных округах кадастровая стоимость одного га земель сельскохозяйственного назначения равна нулю. В Ленинградской области этот показатель составляет 23 000, в Московской 33 030 руб./га.
Для иных категорий земель, расположенных за пределами городских и сельских поселений, государственная кадастровая оценка проводится на основе капитализации расчетного рентного дохода или на основе определения восстановительной стоимости.
Кадастровая стоимость – важный экономический инструмент. Она позволяет успешно использовать рыночные методы управления экономикой (в т. ч. и потому, что сама во все большей степени приобретает «рыночную природу»), и одновременно с этим эффективно использовать административный ресурс. Она вносит важный вклад в формирование своего рода системы координат для сбора земельного налога (оценка кадастровой стоимости земли), а в будущем и для единого налога на имущество.