Разрешение на строительство, в т.ч. разрешение на строительство жилого дома, ─ это документ, дающий застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объекта капитального строительства.
Разрешение на строительство требуется не всегда. Его не нужно получать для строений и сооружений, не являющихся объектами капстроительства, вспомогательных построек, а также при изменении объектов капитального строительства или их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности, установленные градостроительным регламентом. Без разрешения можно выполнять капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Для того чтобы построить дом, нужна земля. На технологию строительства влияют рельеф, состояние грунтов, уровень подземных вод. Юридическая возможность строительства зависит от категории земель и вида разрешенного использования.
Если строительство жилого дома запланировано на землях сельскохозяйственного назначения, земельный участок можно перевести в более «удобную» для строительства категорию. Получение разрешения на строительство станет намного более сложной, а порой и вовсе неразрешимой задачей, если строить предполагается на землях особо охраняемых территорий или землях промышленности, энергетики, транспорта и др.
Законодательство разрешает строить жилой дом на дачном участке, расположенном в границах населенного пункта, но запрещает делать это на садовом или огородном участках. Впрочем, сегодня на дом, построенный на участке, предназначенном для садоводства, можно зарегистрировать право собственности и даже прописаться в нем (правда, по суду). Причина ─ Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан».
Что касается «дачной» земли, то в соответствии с частью 17 статьи 51 «Разрешение на строительство» Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) от 29.12.2004 № 190-ФЗ разрешение на строительство дачного дома, равно как и разрешение на строительство садового дома, не нужны.
Зарегистрировать права на дом, расположенный на участке, предназначенном под ИЖС, до 1 марта 2015 года можно без разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В пункте 4 статьи 25.3 Федерального закона от 21. 07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» об этом сказано: «До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается, и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства».
Выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, расположенных по месту нахождения земельного участка, на котором будет вестись строительство. А конкретно:
В случае если разрешение на строительство объекта капитального строительства выдано до дня ввода в действие Федерального закона от 18.07.2011 № 224-ФЗ иными исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, чем предусмотренные в ныне действующем ГрК РФ, оно признается действительным. А разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.
Застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Непосредственно или через многофункциональный центр.
Документы, предусмотренные частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, могут быть направлены в электронной форме.
Для тех, кто строит индивидуальный жилой дом (до трех этажей, для проживания одной семьи), получение разрешения на строительство дома сопряжено с подачей всего трех документов. Об этом указано в части 9 статьи 51 «Разрешение на строительство» ГрК РФ: «Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
Правоустанавливающим документом на земельный участок может быть постановление о выделении участка, свидетельство о его регистрации или иной документ.
Если права на участок зарегистрированы, а застройщик не представил соответствующие документы самостоятельно, – уполномоченный на выдачу разрешения властный орган может запросить их там, где указанные документы находятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства застройщик может оформить самостоятельно в виде условной схемы расположения будущего дома на участке, отметив предполагаемую область застройки на копии с кадастрового паспорта участка.
В Решении Верховного суда Российской Федерации от 14.05.2012 г. № АКПИ12-290 сказано: «…выдача градостроительного плана является государственной услугой, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов, при этом орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя».
К этому же вопросу была вынуждена обратиться Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, результатом чего стало Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27.03.2013 г. № 6-КГ12-11., в котором указывается: «…подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа».
В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, последний в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет его подготовку, утверждает и предоставляет заявителю без взимания платы.
Из этого следует, что для получения градостроительного плана достаточно заявления о его выдаче. Хотя как показывает опыт, на местах случаются «перегибы», и застройщику предлагают собрать и принести достаточно внушительный список документов.
В общем случае, оформление разрешения на строительство дома требует подачи куда более внушительного списка документов, в который входят:
- пояснительная записка;
- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
- схемы, отображающие архитектурные решения:
- сведения об инженерном оборудовании;
- проект организации строительства объекта капитального строительства;
- проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
А также:
И в заключение необходимо отметить:
Представлять в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство властный орган проектную документацию необходимо, если требуется получить разрешение на строительство многоэтажного дома. В случае если нужно разрешение на строительство индивидуального дома высотой до трех этажей, предназначенного для проживания одной семьи, делать это не обязательно, хотя застройщик вправе по собственной инициативе обеспечить ее подготовку.
Кстати, законодательством не предусмотрено никаких специальных послаблений для малоэтажного строительства. Так, не представив проектную документацию, нельзя рассчитывать получить разрешение на строительство многоквартирного дома, даже если речь идет о 2-квартирном одноэтажном доме. На это особое внимание обращено в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 24322-СК/08. (В сентябре 2014 года Указом Президента Российской Федерации Министерство регионального развития было упразднено, а часть его функций передана Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации). В нем, в частности, отмечено: «…по мнению Минрегиона России, объекты капитального строительства, предназначенные для проживания более чем одной семьи, не могут быть отнесены к объектам индивидуального жилищного строительства, и в отношении таких объектов не могут применяться законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, государственного учета и регистрации прав собственности объектов индивидуального жилищного строительства». А еще, «…в случае планируемого строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства с количеством этажей более чем три проектная документация должна разрабатываться».
А это значит, что и разрешение на строительство малоэтажного дома любой этажности с числом квартир две и более, и разрешение на строительство загородного дома для проживания одной семьи, но высотой от четырех этажей, включая подземные, потребует подготовки проектной документации.
В части 16 статьи 51 ГрК РФ сказано: «Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Правительство РФ в Постановлении от 24.11.2005 г. № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» утвердило соответствующие формы. С формой разрешения на строительство можно ознакомиться по этой ссылке.
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на строительство дома ИЖС выдается на десять лет.
Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка. Т. е. за исключением некоторых случаев разрешение на строительство (в т. ч. разрешение на строительство частного дома) не привязано к конкретному лицу, а действует в отношении участка в целом.
Вопрос, интересующий многих: разрешение на строительство дома ─ цена вопроса. Выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
«Преступление и наказание»
Существует мнение, что, если строить частный дом, разрешение на строительство не столь уж обязательно. Или, в крайнем случае, можно будет затем получить «разрешение» на строительство построенного дома. Особенно велик такой соблазн, если стройка находится не на виду у проверяющих органов, и получено неофициальное разрешение соседей на строительство дома, которые точно не будут писать жалобы «куда следует».
Но зачастую единственным способом узаконить существование построенного без разрешения дома остается решение суда со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, необходимо учитывать, что за осуществление строительных работ без наличия разрешения на строительство там, где оно требуется, закон предусматривает административную ответственность.
Часть 1 статьи 9.5. «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию» Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации исключает компромиссы, обещая нарушителям различные виды наказаний. Для граждан ─ административный штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей. Для юридических лиц наказание более серьезное ─ от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Жизнь доказывает, всегда разумнее следовать закону, и не только потому, что преступивший его границы понесет наказание. Разрешение на строительство ─ один из способов законными методами регулировать застройку, в максимальной степени соблюдая интересы не только государства, но и общества в целом, и каждого из его членов в отдельности.