В соответствии со Статьей 65 «Платность использования земли» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения. Кроме того, она может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также использоваться в иных ситуациях, предусмотренных ЗК РФ и другими федеральными законами.
За исключением ряда случаев определение кадастровой стоимости земельного участка проводится в результате государственной кадастровой оценки земель. Но поскольку нередко имеет место оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость может быть итогом рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» параметры кадастровой стоимости объекта недвижимости входят в состав сведений государственного кадастра недвижимости (ГКН). Для земельного участка в их число включены: описание местоположения границ участка; его адрес; сведения о вещных правах; информация о лесах, водных и иных природных объектах, расположенных в пределах участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование; кадастровый номер земельного участка; его стоимость и т. д.
Государственная кадастровая оценка, направленная на установление кадастровой стоимости земельного участка, представляет собой совокупность действий, первым этапом которых является принятие решения о ее проведении. После этого формируется перечень объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке, и происходит отбор исполнителя работ, с которым заключается соответствующий договор. Исполнители (оценщики) выполняют работу по определению кадастровой стоимости в соответствии с требованиями законодательства и актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, регулирующими вопросы определения кадастровой стоимости. Исключение составляют случаи, установленные статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». А именно ─ вновь учтенные объекты недвижимости, ранее учтенные объекты недвижимости при включении сведений о них в ГКН и объекты недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Затем наступает время основного этапа работ ─ непосредственного определения кадастровой стоимости, итогом которого становится составление отчета.
Легитимность полученным результатам дают экспертиза этого отчета и утверждение полученных значений кадастровой стоимости. В течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в нем сведений ─ кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости. С даты вступления акта в силу утверждение кадастровой стоимости земельного участка считается состоявшимся, и результаты кадастровой стоимости можно вносить в ГКН.
В соответствии с федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой или индивидуальной оценки. Это, впрочем, не означает полного тождества рыночной и кадастровой стоимости. Во-первых, кадастровая стоимость может не учитывать ряд факторов, порой значительно влияющих на рыночную стоимость. Так, в границах одних кадастровых кварталов могут оказаться земельные участки, рыночная стоимость которых отличается в разы.
Во-вторых, нельзя не принимать во внимание фактор времени. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается на конкретную дату и в отличие от рыночной стоимости не может столь же оперативно реагировать на происходящие на рынке изменения. Если рыночная стоимость «всегда готова» к немедленной корректировке, то кадастровая остается неизменной до проведения следующих работ по государственной кадастровой оценке. Скажем, кадастровая стоимость земельного участка 2015, 2014 или даже 2013 может оставаться неизменной, хотя рыночная конъюнктура испытывала в это время значительные колебания.
Рассчитать кадастровую стоимость земельного участка и получить максимально приближенный к рыночной стоимости результат помогают методы массовой оценки. Массовая оценка земельных участков используется во всем мире. В каждой стране свои методики, но их объединяет ориентир на рыночную стоимость земли в качестве кадастровой.
Основанную на рыночной стоимости систему массовой оценки земельных участков начали применять еще в XIX веке в Бельгии, Германии, Швейцарии и Великобритании. А с 90-х годов XX столетия ─ в России. Сегодня массовая оценка осуществляется на основе современных информационных технологий. Это позволяет значительно повысить точность результатов и существенно снизить издержки.
В большинстве стран проводится комплексная оценка земель с учетом связанных с ними улучшений (т. е. расположенных на земельных участках объектов капитального строительства). Россия пока составляет исключение, но, судя по всему, только пока. Уже принципиально решен вопрос о введении единого налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также налог на имущество организаций.
Не редкость ситуации, когда заинтересованных лиц (физических или юридических) не устраивают результаты оценки кадастровой стоимости земельных участков.
Законодательство Российской Федерации позволяет оспаривать и изменять кадастровую стоимость, если по мнению собственника оценка кадастровой стоимости земельного участка выполнена некорректно.
Желание оспорить кадастровую стоимость земельного участка чаще всего продиктовано экономическими причинами, поскольку уменьшение кадастровой стоимости земельного участка означает снижение налоговой нагрузки на собственника.
Он может инициировать изменение (как правило, это снижение) кадастровой стоимости земельного участка, если результаты ее определения затрагивают его права и обязанности. В отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, результаты кадастровой оценки могут быть оспорены органами государственной власти или местного самоуправления. Возможно два варианта действий – обращение в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для изменения кадастровой стоимости в судебном порядке определяют рыночную стоимость земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости с помощью независимых оценщиков.
Для изменения кадастровой стоимости в административном порядке необходимо обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Физическим лицам для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не обязательно.
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Пересмотр кадастровой стоимости земельного участка возможен также в случаях использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка может происходить и в силу других причин: при переводе земель из одной категории в другую, изменении разрешенного вида использования участка, увеличении или сокращении площади земельного участка при упорядочивании его границ.
Измененная величина учитывается при расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Определение кадастровой стоимости участков в составе земель различных категорий имеет свои особенности. Так, согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 № 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения», определение кадастровой стоимости земельных участков в составе этих земель осуществляется в следующем порядке:
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов производится в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 15 февраля 2007 г. № 39. Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов зависит от видов разрешенного использования (участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки; участки для размещения домов индивидуальной жилой застройки; участки для размещения гаражей и автостоянок и т. д.).
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков на основе анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации и должен быть обоснован.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель СНТ, ДНП и т. д. определяется с использованием Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307.
Расчет кадастровой стоимости земельного участка садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется в следующем порядке:
В случае наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, их кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости.
Сведения, внесенные в ГКН, предоставляются в т. ч. в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, представляющей собой выписку, содержащую:
Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» территориальные органы Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика земельного налога бесплатно предоставляют сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Это позволяет без бумаг получить нужную информацию в режиме онлайн. Кадастровая стоимость земельного участка определяется с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта». Используя инструмент «Управление картой» на панели инструментов, можно выбрать типы тематических карт – «Кадастровая стоимость» (тематическая карта кварталов и объектов недвижимости по кадастровой стоимости) или «Кадастровая стоимость за метр» (то же – по кадастровой стоимости за единицу площади). Обе карты доступны только на крупных масштабах.
Определение кадастровой стоимости земельных участков, стоящих на государственном учете, проводится в России с 1999 года. Кроме фискальных целей – рационального и экономически обоснованного налога, а также информационного наполнения ГКН ─ она используется для решения широкого круга задач: определения залоговой стоимости имущества; установления начальной цены на аукционах по продаже недвижимости; определения цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности при приватизации земли.
Результаты кадастровой оценки стимулируют развитие территорий, способствуют росту их инвестиционной привлекательности, эффективности управления земельными ресурсами, конкурентоспособности.
И, в конечном счете, – улучшению состояния экономики и повышению уровня жизни населения.