Охрана земель


Перейти к следующей статье

В наследство от двадцатого столетия двадцать первому веку достался огромный багаж экологических проблем. Охрана природы Земли, единственной обитаемой планеты Солнечной системы, превратилась в главную задачу, решаемую человечеством. Добиться прежних основных целей, включая рост благосостояния населения, в условиях экологического неблагополучия невозможно.

Весомой частью работы, направленной на сохранение окружающей среды, является максимально бережное расходование ресурсов ─ ресурсосбережение. В отличие от других ресурсов, которые могут быть восполняемыми или, будучи не восполняемыми, по мере развития технологий имеют тенденцию к увеличению запасов (например, запасы ряда видов минерального сырья растут на фоне роста возможностей геологоразведки и обогащения полезных ископаемых), земельные ресурсы остаются величиной постоянной, сколь бы стремительно не наращивала свои возможности наука. Эпоха великих географических открытий, сопровождавшаяся появлением новых территорий, уже не повторится, а увеличивать площадь суши, осушая морское дно, безумно дорого. Поэтому сегодня земельные ресурсы и охрана земель неразрывно связаны между собой.

Охрана земель и охрана окружающей среды

Как будет «расшифровано» понятие «охрана земель» зависит от того, каким значением наделить слово «земля». Если истолковывать его узко, как синоним существительного «почва», тогда под охраной земель понимается охрана поверхности земли.

Более широкий взгляд на землю, как в «ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) - Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения» ─ нормативном документе, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор не отмененном, ─ делает методы и формы охраны земель более универсальными. Если, подобно этому стандарту, рассматривать землю как важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующуюся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющуюся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, задачи охраны земель становятся значительно масштабнее. Для их решения уже недостаточно проводить только мероприятия по охране поверхности земли, требуется осуществлять планирование использования и охраны земель, куда войдут охрана недр земли, подземных вод, растительности (например, лесов, если речь идет о лесных участках) и т. д. Т. е. в данном случае имеет место не просто охрана земель, а и окружающей среды в целом.

Использование и охрана недр земли, лесов, водных объектов, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов регулируют соответственно законодательства о недрах, лесное, водное, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании других природных ресурсов. К земельным отношениям нормы этих отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Правовое регулирование охраны земель

Земля как природный объект и природный ресурс и земельные участки как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю одновременно являются объектами земельных отношений.

Действия, направленные на охрану земель, должны опираться не только на достижения науки и технологий, но и на четко структурированную и продуманную совокупность законодательных мер, устанавливающих права и обязанности по отношению к земле всех участников земельных отношений. В противном случае любые меры по охране земель, не сформированные в единую систему, останутся разрозненными и в силу этого не приносящими реальной пользы. Для обозначения правовых основ охраны земель иногда применяют не совсем официальный с точки зрения нормативной документации термин ─ «правовая охрана земель».

Земельное право и охрана земель конечно не одно и то же, но понятия в значительной степени пересекающиеся. Законодательство в области охраны земель ─ составная часть земельного законодательства. Важнейшим нормативным правовым актом, лежащим в его основе, является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ). Учитывая, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (статья 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» ЗК РФ), можно говорить, что главный предмет регулирования земельных отношений ─ рациональное использование и охрана земель и все, что с этим связано.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится:

  • управление использованием и охраной земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель;
  • осуществление государственного земельного надзора.

Разработка и реализация соответствующих региональных программ, использование и охрана земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации, ─ это часть полномочий субъектов РФ в области земельных отношений. А в перечень полномочий органов местного самоуправления входят разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также решение вопросов местного значения в данной области.

Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, только если это не наносит ущерб окружающей среде. Осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов ─ одна из обязанностей по использованию земельных участков их собственников и лиц, не являющихся собственниками.

Ненадлежащее использование земельного участка, а именно невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв, может послужить основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Цели и содержание охраны земель

В ЗК РФ цели охраны земель формулируются следующим образом:

  • предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на них;
  • обеспечение рационального использования земель, в т. ч. для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В Статье 13 «Содержание охраны земель» ЗК РФ установлено, что все участники земельных отношений обязаны проводить мероприятия по охране земель. В перечень этих мероприятий входят:

  • сохранение плодородия почв;
  • защита земель от различных видов эрозии (водной, ветровой), а также иных деструктивных явлений, вызывающих деградацию земель, ─ селей, подтоплений, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, отходами производства и потребления и проч.;
  • охрана земель сельскохозяйственного назначения;
  • ликвидация последствий загрязнений;
  • сохранение достигнутого уровня мелиорации;
  • рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение в оборот;
  • сохранение плодородия почв при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота. А для повышения заинтересованности участников земельных отношений в сохранении и восстановлении плодородия почв и защите земель ─ экономическое стимулирование охраны земель.

Охрана сельскохозяйственных земель и охрана земель лесного фонда

Огромное значение для развития экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны имеет охрана сельскохозяйственных земель. Сельскохозяйственные угодья ─ пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями ─ имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Правовая охрана сельскохозяйственных земель опирается на ЗК РФ и ряд других нормативных актов, включая федеральные законы от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и другие.

Государство проводит политику, направленную на охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия, обеспечение экологического равновесия, в т. ч. стимулируя применение удобрений за счет средств бюджетов всех уровней.

Сельскохозяйственные угодья подвержены многим опасностям. Одна из угроз ─ зарастание кустарником и мелколесьем. К потере плодородия и выводу из хозяйственного оборота приводит водная эрозия, которой подвержено 17,8% площади с/х угодий, а на переувлажненные и заболоченные земли приходится 12,3% их площади. Это лишний раз подтверждает, насколько связаны мелиорация и охрана земель.

Наряду с этим одним из наиболее интенсивных и распространенных процессов является опустынивание земель на страдающих от недостатка воды территориях российского Юга. В результате опустынивания теряется продуктивность земель, приходят в движение оголившееся пески, почвы подвергаются эрозии и засолению.

В той или иной степени в Российской Федерации опустынивание наблюдается в 27 субъектах на площади свыше 100 млн. га. А засоленные и солонцеватые земли занимают 20% сельскохозяйственных угодий.

Почти десятая часть сельскохозяйственных земель подвержена ветровой эрозии. Больше всего опасных в эрозионном отношении территорий расположено в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах. В них мелиорация, рекультивация и охрана земель имеют особое значение.

Не менее важна охрана земель лесного фонда, занимающих почти 2/3 всей территории страны. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и Лесным кодексом Российской Федерации (Глава 3 «Охрана и защита лесов»).

Охрана земель и государственный контроль

Государственный земельный надзор ─ это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства.

Государственные служащие, должность которых носит название «главный государственный инспектор по использованию и охране земель» (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городов и районов) и их заместители, а также «главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды» (или, как еще говорят, «государственный инспектор по охране земель» ─ по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, по городам и районам) и их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Муниципальный земельный контроль ─ деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением требований законодательства РФ и субъекта РФ. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городского округа. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений ─ в отношении объектов, расположенных в границах городских и сельских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района ─ в отношении объектов, расположенных на межселенной территории муниципального района.

Помимо этого, существует общественный земельный контроль ─ деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций.

Частью государственного мониторинга окружающей среды является государственный мониторинг земель ─ система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии фактически во всех субъектах Российской Федерации наблюдается ухудшение состояния земель. Налицо такие негативные процессы как сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий; возникновение обширных очагов нарушения и деградации земель в результате многоцелевого крупномасштабного промышленного освоения территорий; выбывание из оборота значительных площадей земель в результате разработки полезных ископаемых, проведения геологоразведочных работ, строительства объектов транспортной инфраструктуры. Все это только увеличивает значение охраны земель ─ вопроса, которому сегодня уделяется все большее внимание.

Охрана земель в РФ признана задачей государственной важности. Ее успешному решению должны помочь совершенствующийся правовой режим охраны земель, проведение организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышения плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.

Все это дает надежду на то, что уже в ближайшее время негативные тенденции будут остановлены.

27 марта 2015 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье
Вся аналитика
Статьи и аналитика рынка