Такая мысль прозвучала на «круглом столе», проведенном в рамках «Ярмарки недвижимости» Бюро аналитики по рынку недвижимости.
Все эксперты, участвующие в мероприятии, заверили присутствующих, что они лично не настроены покидать рынок, несмотря на кризисное время, и намерены удвоить и даже утроить усилия для того, чтобы остаться на плаву. Их уверенность в себе не поколебала и статистика Бюро аналитики, показывающая, что из 600 не завершенных коттеджных поселков лишь только 80-100 поселков имеют хорошие шансы на успешное завершение. Еще примерно 200 продаются ни шатко, ни валко, в 160 покупатели практически не заглядывают. Еще 160 пребывают в замороженном состоянии. Это так называемый навес потенциального предложения: периодически кто-то из них возобновляет продажи, кто-то другой занимает их место в группе замороженных.
Средняя цена сделки (то есть количество денег, которое покупатели готовы оставлять у застройщиков) с 2011 года практически не увеличилась, тогда как кривая инфляции делает затраты девелоперов (на офис, на содержание персонала, на продвижение, на подведение инженерии) все больше. В результате маржа между себестоимостью и продажной ценой все сильнее сжимается.
Алексей Герасимов, собственник агентства «Corda», согласился, что несмотря на оптимизм присутствующих, нам стоит ждать крушение многих компаний: «Многие фирмы потонут не потому, что не умеют плавать. Спроса нет, деньги у граждан кончаются. В результате больше половины девелоперов вынужденно уйдут с рынка, даже профессиональные компании не застрахованы от этого».
«В кризисы происходит крушение звезд. Уже можно назвать несколько весьма серьезных компаний, которые близки к банкротству, чего никто не ожидал. Это история, которую невозможно прогнозировать», - поддержал Дмитрий Майоров, генеральный директор компании «Русь: Новые территории».
«По окончании кризиса останутся 120 поселков и примерно 30 девелоперов», - высказал предположение коммерческий директор компании «Айдадом» Алексей Баринов, - «Самые большие сложности будут у компаний, владеющих одним крупным пятном под застройку. Им трудно будет гибко реагировать на ситуацию».
Светлана Аршинникова, генеральный директор агентства «Балтрос», развила это соображение: «Для меня в зоне риска остаются проекты комплексного освоения территории, что на городском, что на загородном рынке. Если в какой-то локации вывести коттеджный поселок, превышающий все мыслимые размеры, на него не получится в разумный период привлечь нужное количество покупателей. На городском рынке, мы видим, застройщики дробят проекты на все более мелкие очереди. Большие монопроекты окажутся в зоне риска. Я бы не советовала покупателям вкладывать деньги в масштабные проекты, где больше 100-150 участков, если он не на завершающей стадии».
Ольга Мельникова, генеральный директор агентства «Твой город» подтвердила: «Продажи идут медленно, требуют большого количества этапов переговоров. Клиент сомневается, ему сложно решиться сейчас поставить подпись под договором. Профессионализм же отделов продаж у многих девелоперов оставляет желать лучшего».
«Очень сложно придется компаниям, которые взяли на себя финансовые обязательства и влезли в крупные проекты, которые уже безболезненно не остановить. Киты будут заваливаться», - резюмировал Алексей Герасимов.
Источник: БАРН.