Согласно данным информационного обмена, в июле покупательская активность клиентов на загородном рынке оставалась примерно на уровне предыдущих месяцев. Эксперты внимательно присматриваются к рынку, пытаясь угадать, куда качнется ситуация дальше. Но пока внятных трендов нет.
«Активность можно назвать как высокой, так и низкой, смотря с чем сравнивать. Если с весьма скромными показателями первых месяцев 2015 года – то активность заметно выросла. Если с аналогичным периодом 2014 года – то пока отставание весьма заметно», - отмечает Дмитрий Сперанский, руководитель Бюро аналитики по рынку недвижимости.
В июле участники информ-обмена подписали 167 сделок на сумму 370 млн. рублей: 132 сделки с участками, 32 – с таун-хаусами, и 3 – с коттеджами. По сравнению с предыдущим месяцем, число проданных участков сократилось, а секций в таун-хаусах – подросло.
Заметим, что с апреля к информ-обмену присоединилось 16 новых коттеджных поселков (в основном реализуемых ГК «Айдадом» - весьма активного игрока загородного рынка), из-за этого все показатели заметно подросли.
При этом количество сделок в июле 2015 года (с новыми участниками) и число продаж в июле 2014 года (без них) оказалось примерно одинаковым.
Главный вопрос для покупателей, конечно, заключается в том, как поведут себя цены в ближайшей перспективе и насколько велика вероятность банкротства застройщиков. И это целиком зависит от действий этих самых покупателей. Будут брать – цены будут расти, но вероятность банкротств снизится. Не будут – все наоборот.
Сигналы, которые приходят из разных сегментов рынка, противоречивы. У покупателей недорогих участков, согласно наблюдениям экспертов, все хуже с наличностью.
«Обращений в нашу компанию стало меньше, причем возросла доля клиентов, у которых нет на руках требуемой суммы. Им нужно либо брать кредиты, либо реализовать имеющуюся у них недвижимость, прежде чем подписывать договор с нами. Привлечь новых клиентов становится все труднее и дороже – если считать вложения в рекламу. С другой стороны, меньше стало «пустых» звонков, когда граждане обращаются в компанию, не имея внятных намерений по приобретению земли», - говорит Алексей Баринов, коммерческий директор ГК «Айдадом».
«И у нас и, насколько мы знаем, у наших коллег, сделки, по сравнению с прошлым годом стали медленнее: покупатели долго изучают предлагаемые объекты, присматриваются, осторожничают. Хотя количество звонков летом подросло, однако в подписанные договоры эти обращения превращаются довольно медленно. В этом году мы отмечаем интересную особенность: для покупателей крайне важна скидка, даже если она будет весьма незначительной», - комментирует ситуацию в своем сегменте исполнительный директор ГК «Сигмакс Девелопмент» Елена Абдал.
В высоком ценовом сегменте сделки единичны и делать обобщения сложнее всего. Однако встретилось и такое любопытное наблюдение. «В наших поселках вдруг началась конкуренция покупателей за готовые дома. Клиентам не терпится внести залог. Но мы не торопимся его брать, потому что вся эта ситуация заставила задуматься: не продешевили ли мы. Такую активизацию покупателей я связываю с тем, что они когда-то вложили деньги в доллары, получили прибыль и хотят превратить ее в реальные блага. Они понимают, что рублевые цены не сегодня-завтра начнут расти, и стремятся успеть купить недвижимость при благоприятном для них соотношении курсов», - говорит Геннадий Черненко, застройщик коттеджных поселков «Хвойное» и «Ольшаники-2».
Источник: БАРН.