Загородная недвижимость и ее окружение


Перейти к следующей статье

 

Инфраструктура коттеджных поселков. Или о важности правильного выбора

Инфраструктура ─ модное сегодня слово. Звучит весомо (при этом почти одинаково на всех языках) и имеет множество значений. Особенно в соседстве с прилагательными: социальная, производственная, транспортная, информационная и т. д.

Звучит похоже, потому что заимствовано из де-юре исчезнувшего, а де-факто продолжающего жить в немалой части словарного запаса современных языков латинского языка.

Одно из толкований слова «инфраструктура» ─ совокупность составных частей общего устройства чего-либо, играющих подчиненную, вспомогательную роль, но при этом обеспечивающих нормальную деятельность системы в целом.

Взгляд на инфраструктуру коттеджных поселков под этим углом зрения помогает правильно расставить акценты. Действительно, первичным является жилье, но роль его окружения, контекста отрицать нельзя.

Инфраструктура словно соединяет каждое домовладение с окружающим миром, «подключает» его к нему. Инженерная инфраструктура ─ газовыми и водопроводными трубами, электрическими проводами, кабельным телевидением и т. д., транспортная ─ автомобильными дорогами, остановками маршрутных такси, железнодорожными станциями, социальная ─ детскими садами, спортивными залами, торговыми точками. И от того, насколько функциональны эти связи, во многом зависит жизнь каждого человека в отдельном жилом доме.

На природе, но не необитаемом острове

Вырвавшись из цепких объятий города, обладатель жилой недвижимости в загородном коттеджном поселке, тем не менее, не хочет расставаться с привычными удобствами городского жилья. И не только с горячей водой из крана, но и с теми преимуществами, которые предоставляет развитая социальная инфраструктура современного мегаполиса.

Не каждому по душе чувствовать себя оторванным от цивилизации и по любому поводу отправляться в город. При этом опыт последних десятилетий показал бесперспективность попыток простого копирования городской инфраструктуры за его пределами. Да, житель коттеджного поселка хочет иметь городские удобства, но с поправкой на «коттеджный» формат.

На вопрос, какие объекты инфраструктуры нужны современным коттеджным поселкам, ответ может быть разным. По мнению одних девелоперов (и таких становится все меньше, возможно, в силу не самых благополучных экономических реалий) коттеджные поселки должны стремиться к инфраструктурной самодостаточности. Другие полагают, что перегружать домовладельцев содержанием избыточной инфраструктуры ─ дело малоперспективное. И потому сегодня компании-застройщики часто ограничиваются простейшим благоустройством территории: устраивают дороги, детские и спортивные площадки и возводят здания администрации и поста охраны.

Говоря об инфраструктуре коттеджных поселков, не следует забывать, что ее уровень и состояние позволяют в известной степени позиционировать поселок по уровню «классности» ─ «премиум», «бизнес», «эконом». А такое позиционирование можно конвертировать в доход за счет увеличения стоимости жилой недвижимости. Хотя приоритет, конечно, остается за ее собственными параметрами.

Просчеты с планированием в создании инфраструктуры могут не только нарушить оптимальный баланс соотношения цены и качества жилья в коттеджном поселке, но и напрямую повлиять на коммерческую успешность проекта в целом.

В поисках оптимума

Количество домовладений в коттеджном поселке и степень развития его инфраструктуры ─ явления взаимосвязанные. С одной стороны, если домов мало, громоздкая инфраструктура будет убыточной. С другой ─ ее недостаток может тормозить спрос на жилые дома. Хотя вопрос, станет ли сдерживающим фактором при покупке загородной недвижимости отсутствие в доступной близости детского сада или школы, однозначного ответа не имеет. Да и соглашаясь с тем, что инфраструктура коттеджного поселка – один из важных критериев при выборе загородного жилья, на вопрос, насколько важный, все отвечают по-разному. В том числе в зависимости от «классности» коттеджного поселка.

Очевидно, что жильцы даже совсем небольших поселков премиум- или бизнес-класса часто готовы взять на себя ношу содержания весьма развитой инфраструктуры. Ведь в них живут те, кто не привык отказывать себе в удовольствиях и готов за них платить. Благодаря этой готовности даже в небольшом коттеджном поселке могут быть рентабельными сауна, косметический салон или бассейн. Атрибутами поселков премиум-класса (а в Ленинградской области, например, они часто находятся на берегу внутренних водоемов или Финского залива) могут являться собственный пляж или яхт-клуб.

У жителей даже больших коттеджных поселков эконом-класса многие почти обязательные для премиум-класса услуги пользоваться спросом не будут. Для потенциальных покупателей домов в таких поселках одним из решающих факторов при покупке будет их невысокая цена.

Справедливости ради необходимо отметить, что приставки «премиум» или «бизнес» не значат гарантированного наличия в поселке масштабной инфраструктуры. Это может объясняться как его размерами (если в нем всего несколько десятков домов), так и близостью большого количества инфраструктурных объектов ─ ресторанов, баров, центров здоровья, спа-комплексов. Именно поэтому даже в самых престижных коттеджных поселках Курортного района г. Санкт-Петербурга порой нет ничего, кроме жилых домов, ухоженных газонов, парковки, теннисного корта и детской площадки. А все основные инфраструктурные объекты находятся рядом, на побережье.

От чего зависит инфраструктура

Очевидно, что актуальность развития собственной инфраструктуры и ее востребованность в коттеджном поселке тем выше, чем:

  • дальше от мегаполиса или других населенных пунктов с развитой инфраструктурой он находится;
  • он больше;
  • выше его класс.

Кроме того, они зависят преимущественно для какого ─ постоянного или сезонного ─ проживания он предназначен.

Поэтому, если основной контингент населения коттеджного поселка составляют сезонные жители (так часто бывает, если земельные участки предназначены под дачное строительство ─ ДНП), даже его большие размеры не предполагают развития масштабной социальной инфраструктуры. Во-первых, измеряемые несколькими тысячами рублей в год ежегодные платежи за содержание скромной инфраструктуры, не обременительны даже для владельцев домов и участков с небольшим и средним достатком. Во-вторых, как показывает опыт, кроме элементарного благоустройства и наличия продуктового магазина, детской и спортивной площадок и, возможно, медпункта, остальные объекты инфраструктуры будут мало востребованы. (Благоустройство, включающее ландшафтное оформление, устройство газонов, освещения, прогулочных зон со скамейками, обычно рассматривается как часть социальной инфраструктуры).

Близкое дыхание города

Соседство мегаполиса, а также хорошее транспортное сообщение с ним предопределяют ориентацию жителей коттеджного поселка на городскую инфраструктуру. В своем большинстве они каждый вечер буднего дня возвращаются в собственный загородный дом с приобретенными по дороге домой покупками, уже посетив «городской» бассейн или спортивный зал.

Если с городом связаны профессиональные интересы жителей коттеджного поселка, то, как показывает опыт, большинство из них «привязывает» к городу и весомую часть своего досуга. Ведь сколь бы развитой не была инфраструктура коттеджного поселка, ей при соизмеримых ценах сложно конкурировать и по масштабам, и по качеству услуг с аналогичными предприятиями сферы услуг и торговли, расположенными в городе. В еще большей степени это относится к образовательным и дошкольным учреждениям, хотя бывают исключения.

Свою роль играет привычка. Многие ходили в конкретный спортивный клуб, еще до переезда за город, и им не хочется разрывать сложившиеся социальные связи.

Проблема развития инфраструктуры коттеджного поселка теряет свою остроту, если рядом находится «областной» населенный пункт. Важно только, чтобы уровень предоставляемых в нем услуг соответствовал запросам жителей поселка.

При наличии большого числа сравнительно близко расположенных друг от друга коттеджных поселков и должном уровне развития транспортной сети объекты социальной инфраструктуры могут появляться буквально «в чистом поле». В расчете на имеющих личные автомобили жителей сразу нескольких населенных пунктов. Преимущества такого варианта ─ абсолютная доступность (исключены всякие проблемы, связанные с закрытостью охраняемых поселков для посторонних) и отсутствие причин для недовольства со стороны местных жителей. Ведь мало кому понравится соседство с его домом ночного клуба или магазина. Появление предприятия сферы услуг, ориентированного на потребителей из других населенных пунктов, может быть встречено жителями коттеджного поселка «в штыки». Один из способов урегулировать ситуацию ─ введение скидок за пользование его услугами для жителей поселка, на территории которого оно расположено.

Размер имеет значение

Жители совсем маленьких коттеджных поселков (до 15 домов) могут обойтись без поселковой социальной инфраструктуры как таковой. В этом случае зачастую ограничиваются детской и спортивной площадками.

В поселках с 20-25 домами к ним добавится гостевая парковка и небольшой магазин.

Если число домовладений превышает полсотни, у девелоперов появляются основания задуматься о предприятии общепита (кафе или ресторане, если поселок относится к классу «премиум») и небольшом физкультурно-спортивном комплексе.

Поселки, в которых построено 100 и более домов, предполагают наличие более разнообразной инфраструктуры. Здесь могут оказаться востребованными супермаркет, аптека, комплекс по оказанию бытовых услуг. Будет оправданно и расширение спортивной инфраструктуры в виде теннисных кортов, футбольного поля, волейбольной площадки. Может рассматриваться вопрос о создании фитнес-центра.

Здесь важно подчеркнуть, что полноценное развитие инфраструктуры возможно после фактически 100-процентного заселения коттеджного поселка, поскольку только в этом случае она не будет убыточной. Создавать инфраструктурные объекты «на вырост», чаще всего, неоправданно, хотя это может рассматриваться как маркетинговый ход, направленный на привлечение покупателей жилой недвижимости.

В поселках с еще большим количеством домов возможно появление детского образовательного центра, банкомата, тренажерного зала, бассейна, солярия, массажного кабинета, салона красоты. Учитывая, что в таком поселке возрастет количество автомобилей, помимо гостевой парковки потребуется автомойка. А для улучшения бытового обслуживания населения ─ химчистка и прачечная.

В коттеджных поселках, насчитывающих более двухсот домов, вполне оправдано появление таких социально значимых объектов, как детский сад и даже школа (хотя второе ─ вопрос спорный).

Инфраструктура как PR-ход

Вложения фирм-застройщиков в развитие инфраструктуры коттеджного поселка часто могут не приносить прямой прибыли, но оправдывают себя, способствуя росту цен на жилую площадь.

А иногда это очень действенный PR-ход. Даже только анонсировав планы строительства какого-нибудь неординарного инфраструктурного объекта (например, мини-зоопарка, детского развивающего центра) или заявив развитую инфраструктуру из множества объектов, удается добиться существенного роста информационных поводов, напрямую способствующего росту продаж жилья. И при этом не важно, что заявленные идеи не всегда реализуются. А даже, если и реализуются, многие объекты могут оказаться закрытыми после недолгой эксплуатации.

Тем не менее, любое решение, связанное со строительством объектов инфраструктуры, должно быть тщательно продумано и экономически взвешено. В противном случае переизбыток инфраструктуры приведет к необязательным издержкам для девелопера, а расходы по ее эксплуатации тяжелым бременем лягут на владельцев домов.

Поэтому правильный выбор важно сделать и девелоперам, и будущим владельцам загородной недвижимости.

Для одних правильный выбор качественного состава и количественных параметров инфраструктуры коттеджного поселка означает жизнеспособность выбранной концепции развития проекта, а значит, его прибыльность.

Для других ─ нельзя ошибиться в выборе места жизни, которая и за городом, помимо того, чтобы быть здоровой, благодаря хорошей экологии, должна оставаться максимально комфортной. А последнее в немалой степени зависит от состояния инфраструктуры.

4 апреля 2014 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье
Вся аналитика
Статьи и аналитика рынка