В соответствии со статьей 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) наряду с гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями участниками земельных отношений являются Российская Федерация (РФ) и ее субъекты, которым принадлежит право государственной собственности на землю. Такие земли с полным основанием можно называть «государственными». Государственные земли ─ это земли, находящиеся в государственной собственности.
Согласно Статье 214 «Право государственной собственности» Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ) и Статье 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это, помимо всего прочего, означает, что муниципальные и государственные земли ─ совсем не одно и то же.
Право государственной собственности на землю является совокупностью юридических норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности земельных участков государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Это ─ в объективном смысле.
В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Субъекты государственной собственности на землю в данном случае ─ Российская Федерация (федеральные власти) и ее субъекты.
Поскольку государственный учет земель проходит этап своего становления, достаточно большой массив составляют т. н. неразграниченные государственные земли. В соответствии со Статьей 1 «Основные принципы земельного законодательства» ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю (или, точнее говоря, правовые основы и порядок ее разграничения на виды государственной собственности на землю ─ собственность Российской Федерации и собственность ее субъектов) ─ устанавливаются федеральными законами.
Государство продолжает оставаться самым крупным собственником земли в Российской Федерации.
Государственная собственность РФ на землю возникает в нескольких случаях:
Государственная форма собственности на землю зачастую оказывается эффективней частной при решении задач охраны земельных ресурсов. Так, Российская Федерация имеет в собственности земельные участки, относящиеся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (преимущественно это земли государственных природных заповедников).
Если говорить об использовании земли как средства производства или базиса для организации бизнес-процессов, мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности частной собственности на землю. Поэтому государство стремится найти и привлечь частного собственника, используя такие правовые механизмы, как продажа и аренда государственной земли.
О том, как это должно происходить, установлено в различных нормативных документах, в т. ч. соответствующих статьях ЗК РФ: Статье 30 «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.2. «Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 34 «Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством».
Интересно, что, если имеет место продажа государственной земли, арендатор реализуемого земельного участка обладает преимущественным правом его покупки.
Российская Федерация и ее субъекты наделены широкими полномочиями в области земельных отношений. Функции государственного управления землями включают:
а также иные полномочия, определяемые Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, федеральными законами.
И, разумеется, Российская Федерация осуществляет государственное управление землей ─ земельными участками, находящимися в ее собственности.
К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в т. ч. путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
Охрана земель (а именно так называется одна из глав ЗК РФ) ─ не только важнейшая экологическая, но экономическая и социальная задача, в решении которой государство должно принимать и принимает самое активное участие. Учитывая значение земли как важнейшего природного ресурса, тщательный государственный контроль за использованием земель и государственный контроль за охраной земель являются объективной необходимостью.
Обязанность государства ─ управление мониторингом земель, государственным земельным надзором, землеустройством.
Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга, представляющего систему наблюдений за состоянием земель. Его объекты ─ все земли в Российской Федерации.
Государственный земельный надзор регулируется Положением «О государственном земельном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 и устанавливающем порядок его осуществления, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства. Важная роль в этой работе отводится должности ─ государственный инспектор по охране земель (полное название ─ государственный инспектор по использованию и охране земель). Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а «солдатами» его «армии» ─ должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальных органов.
Для того чтобы эффективно распоряжаться землей и следить за тем, как с этим справляются другие, государству необходимо организовать тщательный учет земельных ресурсов. Поэтому столь важна государственная регистрация земель: как для учета всех земельных ресурсов в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), так и государственная регистрация прав на землю и государственная регистрация сделок с землей, приводящих к возникновению, прекращению или изменению этих прав.
Сегодня в Российской Федерации ведется активная работа по формированию ГКН. Цель государственного учета земель ─ получение систематизированных данных о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель ─ информации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли.
Единый государственный реестр земель возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле не только как о первоисточнике материальных благ, но и объекте налогообложения. Государственный кадастр земли был в Древнем Риме еще в VI в. до н. э. В Европе в результате филологических трансформаций (французское слово cadastre дословно означает «книга-реестр») стали употреблять выражение «государственный реестр земель». В России для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ставшее общегосударственным единым центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы.
В начале XX столетия земельные отношения в России претерпели коренные изменения. Земля была национализирована, став единой государственной собственностью и фактически перестав служить объектом налогообложения. Но поскольку государство все равно нуждалось в сведениях о земле, земельный кадастр существовал и в условиях плановой экономики. Однако в период экономических реформ, когда земля снова стала объектом гражданского оборота и налогообложения, этот земельный кадастр, не содержавший, например, сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки, перестал отвечать требованиям времени. И на смену ему пришел новый кадастр, установленный Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Он и стал родоначальником современного ГКН.
Решение о создании ГКН было принято в 2004-м. Для его реализации организовали специальное ведомство – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Реальное ведение государственного кадастра недвижимости началось в 2008 году, когда вступили в силу положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ставшего органичным продолжением Федерального закона «О государственном земельном кадастре», изданного в 2000 году.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ (Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ) и Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Государственная оценка земель необходима, в т. ч. и потому, что согласно Приказу от 04.02.2010 г. № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» в него вносятся следующие сведения о кадастровой стоимости:
- кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения;
- дата внесения сведений о кадастровой стоимости;
- дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость;
- реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли положена в основу расчета земельного налога, результаты государственной кадастровой оценки земель важны для организации налогообложения.
Проведение государственной кадастровой оценки земель ─ это совокупность действий, включающих в себя:
Выбранная оценщиком методика государственной кадастровой оценки земель должна быть обоснованной. В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, определяющие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для налогообложения и иных целей, установленных законом.
Приняты и другие документы. Например, государственная кадастровая оценка земель промышленности производится с использованием Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49. Государственная кадастровая оценка земель поселений производится с использованием Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39. При оценке земель сельскохозяйственного назначения используются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 01.07.2005 г. № 145.
Роль российского государства в проведении земельной политики переоценить невозможно. И потому, что оно до сих пор остается главным собственником земли и потому, что от государства в решающей степени зависят установление и соблюдение «правил игры», определяющих эффективность использования земли, даже, если она принадлежит другим собственникам. Земли во всех ее проявлениях ─ важнейшего природного ресурса; основы жизни и деятельности человека; природного ресурса, используемого в качестве средства производства; основы осуществления хозяйственной и иной деятельности; недвижимого имущества.