Предоставление земельных участков, находящихся в государственной (федеральной либо субъектов Федерации) или муниципальной собственности, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, относится к полномочиям РФ. Управление и распоряжение земельными участками ─ собственностью субъектов РФ осуществляют сами субъекты, а земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, ─ органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации, претендующие на получение земельного участка под ИЖС, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства и т. д. вправе подать в уполномоченный орган заявление на получение земельного участка.
Например, в орган местного самоуправления по месту жительства, поскольку одной из задач, решаемых этими органами, является обеспечение граждан садовыми, огородными, дачными и иными земельными участками. На основании регистрации и учета заявлений граждан формируется очередь на получение земельного участка. Списки на получение земельного участка и изменения в них утверждаются органами местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных лиц. Граждане, в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации имеющие преимущественное право на получение земельного участка, включаются в отдельные списки.
Задача земельного законодательства ─ регулирование земельного рынка, в т. ч. возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, обеспечение равного доступа к земельным ресурсам всех граждан и первоочередное получение земельных участков льготными категориями населения. Органы власти всех уровней должны гарантировать максимальную прозрачность связанных с землей бизнес-процессов (и не бизнес-процессов тоже), способствовать сведению к минимуму продолжительности и сложности административных (читай - бюрократических) процедур, сопровождающих получение земли.
В конце июня 2014 года Президентом РФ был подписан закон от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступивший в действие с 1 марта 2015 года. Эксперты считают, что он окажет заметное позитивное влияние на развитие земельного рынка в России. Этот закон должен расширить возможности использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в т. ч. без предоставления земельных участков в частную собственность, упростить порядок получения земельного участка гражданами и юридическими лицами за плату и бесплатно. Получение земельного участка должно стать не только фактом частной жизни конкретного человека, но и вкладом в развитие экономики страны.
Большое значение для эффективного и рационального использования земельных ресурсов имеет предоставление некоторым категориям граждан возможности получения земли без аукционов, прежде всего, с целью облегчить получение земельного участка под строительство и для ведения личного подсобного хозяйства.
Получить землю без торгов смогут и юридические лица, если они будут строить социально важные объекты.
Основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть:
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены в статье 39.5. ЗК РФ.
Земельный участок, образованный в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, может быть бесплатно передан лицу, с которым заключен этот договор.
Земельный участок, образованный в результате раздела участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, может быть бесплатно передан данной некоммерческой организации или в общую собственность ее членов.
Право получения земельного участка бесплатно появляется у граждан по истечении пяти лет со дня его предоставления им в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ. Т. е., если земельный участок был получен для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации. Второй вариант ─ земельный участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в определенных законом субъекта РФ муниципальных образованиях. Причем гражданам, работающим в этих муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта РФ. Необходимое условие в обоих случаях ─ гражданин использовал земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием. А во втором случае еще и все время пользования участком работал по основному месту работы в муниципальном образовании по требуемой специальности.
Бесплатно получить в собственность земельный участок при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случая и порядка предоставления могут граждане, имеющие трех и более детей.
Бесплатное получение земельного участка в собственность предусмотрено и в ряде других случаев.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование с последующей передачей в собственность ─ эффективный инструмент закрепления нужных специалистов в конкретных местностях.
Так, на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией, в которой он работает, в безвозмездное пользование могут получать землю в виде служебных наделов работники отдельных отраслей экономики. Например, транспорта, лесного хозяйства и лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, управляющих государственными природными заповедниками и национальными парками.
В безвозмездное пользование получит земельный участок, на котором расположено его жилье, гражданин, если он проживает в служебном жилом помещении в виде жилого дома. Но только на срок права пользования таким жилым помещением.
На аналогичных условиях на срок не более чем пять лет могут получить землю граждане, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность для собственных нужд на лесных участках; граждане и юридические лица ─ для хозяйственного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, на временно не используемых участках, предоставленных для нужд обороны и безопасности; некоммерческие организации, созданные гражданами, ─ для ведения огородничества или садоводства.
Отдельные категории населения имеют льготы на получение земельного участка. В частности, льготное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено законом для многодетных (имеющих трех и более детей) семей. Они вправе бесплатно получить земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в т. ч. для постройки дома.
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 487-ФЗ «О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации», вступивший в действие с 1 марта 2015 года, направлен на то, чтобы регламентировать получение земельных участков многодетными семьями. Ранее Порядок получения ими земельного участка, устанавливаемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не учитывал критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий. Не были предусмотрены альтернативные формы улучшения жилищных условий таких семей. Сейчас органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет. Помимо этого установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
В законодательстве предусмотрены меры, призванные облегчить условия получения земельного участка и другими категориями населения. Так, например, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает приоритетное право на получение земельного участка для инвалидов: «Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства».
В Федеральном законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено первоочередное право на получение земельного участка военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и гражданами, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность их военной службы составляет не менее 10 лет.
Понимая насколько важно оказать помощь в получении земельного участка определенным категориям населения, с учетом своих возможностей субъекты Российской Федерации принимают региональные законы, регламентирующие предоставление в собственность или на иных правах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В них устанавливается порядок получения земельного участка, указывается, какие документы для получения земельного участка необходимо предоставить, определены размеры участков и цели для которых они выделяются.
Льготниками на получение земельного участка в разных субъектах могут признаваться различные категории населения. Помимо перечисленных выше ими могут быть семьи, воспитывающие детей-инвалидов, в т. ч. усыновленных; граждане, потерявшие единственное жилье в результате пожара или другого чрезвычайного происшествия; работники, занятые в соответствующих отраслях экономики, молодые семьи и т. д. Для молодых предоставление льгот в решении «земельного вопроса» особенно важно, ведь получение земельного участка поможет молодой семье не только поднять уровень благосостояния, но и решить жилищную проблему.
Варьируется набор целей, для которых предоставляются земельные участки на льготных условиях: для индивидуального жилищного строительства; для дачного строительства; для ведения личного подсобного хозяйства. Но общее правило едино ─ на льготных условиях возможно, как правило, однократное получение земельного участка.
«Получение» земельного участка можно считать процессом обоюдным. С одной стороны, гражданин и юридическое лицо получают возможность владеть, пользоваться, а в ряде случаев и распоряжаться землей. А с другой ─ земля «получает» хозяина, пусть и не всегда собственника, наличие которого в большинстве случаев открывает перед ней перспективы более интенсивного и, при правильном ведении дел, рационального использования.
Конечно, земельный вопрос ─ очень сложный вопрос, при определенных исторических обстоятельствах способный превратиться в больной вопрос. Но сегодня в российском обществе достигнут консенсус относительно необходимости разгосударствления части государственных земель. Какой ─ вопрос дискуссионный. Но не вызывает сомнения, что в частной собственности должно быть больше, чем сегодняшние несколько процентов земельных ресурсов. Поэтому словам «получение земельного участка» еще долгое время быть актуальными.