Земельные ресурсы


Перейти к следующей статье

Российская Федерация занимает территорию свыше 17 миллионов квадратных километров; земельные ресурсы России превышают 1,7 млрд. га. Цифра впечатляющая, если принять во внимание, что суммарные земельные ресурсы Земли составляют около 15 млрд. га (не вся суша «автоматически» попадает в категорию «земельные ресурсы»). Таким образом, Российская Федерация располагает не только огромными запасами углеводородов и других видов полезных ископаемых, но и примерно десятой частью земель ─ важнейшего природного ресурса планеты Земля.

Впрочем, небольшая территория не всегда становится препятствием успешного развития страны. Существует немало совсем маленьких стран (и даже, своего рода, «стран-городов»), добившихся высоких уровней промышленного развития и жизни населения. Например, Сингапур, территория которого не превышает площадь российской столицы еще в ее «старых» границах.

Другой яркий пример больших успехов при маленькой территории ─ Голландия (Королевство Нидерланды). В стране площадью всего 41 530 км2 (это более чем в два раза меньше территории Ленинградской области), проживает 16,8 миллионов человек. Если бы такой же, как в Голландии ─ 405,7 человек на км2 ─ плотность населения была в России, где она на сегодняшний день составляет чуть более 8 человек на км2, то население РФ достигло бы 7 миллиардов. Ровно столько людей жило на всей Земле буквально «вчера» ─ в 2011 году.

Нидерланды ─ иллюстрация рачительного использования земли для всех целей, в т. ч. сельскохозяйственного производства. Эффективное использование земельных ресурсов позволяет этой маленькой стране быть одним из ведущих мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции.

В мире существует множество других примеров того, как эффективное управление земельными ресурсами в значительной степени предопределяет успешность развития экономики страны в целом.

Земельные ресурсы населенных пунктов

Еще один пример того, сколь высокой может быть эффективность использования земельных ресурсов, ─ города.

В России в городах проживает большинство населения, на их территории создается основная часть ее валового продукта. А, между тем, земли населенных пунктов (земельные ресурсы городов еще меньше) ─ это всего 1,2% территории страны. Интересно, что почти половина (47,5% или 9 446,1 тыс. га) земель населенных пунктов приходится на сельскохозяйственные угодья. Это почти втрое больше, чем занимают земли застройки ─ 17,8% или 3 542,3 тыс. га. Примерно одинаковая площадь в категории «земли населенных пунктов» приходится на лесные площади и дороги ─ 2 065,8 и 1 906,2 тыс. га соответственно.

Муниципальные земельные ресурсы требуют крайне бережного отношения к себе. В силу ограниченности земли в городах, городские власти уделяют первостепенное внимание их рациональному ─ т. е. экономически обоснованному и полностью отвечающему требованиям экологии ─ использованию.

В Санкт-Петербурге исполнительным органом государственной власти, специально созданным для проведения государственного управления в сфере земельных отношений, является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

В столице Российской Федерации, городе Москве, до осуществленной в 2013 году реорганизации вопросами, связанными с реализацией земельной политики, занимался Департамент земельных ресурсов г. Москвы. Но с 1 марта 2013 года муниципальное управление земельными ресурсами российской столицы осуществляет Департамент городского имущества г. Москвы. Он появился в результате слияния двух прежде самостоятельных властных структур. Под новым общим названием объединили свои усилия Департамент имущества города Москвы и Департамент земельных ресурсов Москвы. Департамент городского имущества г. Москвы наряду с решением широкого круга других задач занимается разработкой и реализацией государственной политики в сфере использования, охраны и учета земель на территории города. А, кроме того, он осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в городской собственности и земельными участками, расположенными на территории Москвы, государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время Департамент городского имущества г. Москвы входит в состав Комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений, и работы у 1 200 работающих в нем специалистов только прибавляется. Ведь если до стремительного расширения городских границ земельные ресурсы Москвы измерялись примерно 100 тыс. га, то после появления Новой Москвы, они увеличились в два с лишним раза.

Земля и вода

На земли населенных пунктов приходится 19 886,9 тыс. га или 1,2% всех земельных ресурсов страны. Близкие к этим показатели у двух других категорий земель: земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения (16 898,9 тыс. га или 1,0%) и земель водного фонда (28 044, 5 тыс. га или 1,6%). Но структура угодий в них очень отличается.

В землях промышленности и иного специального назначения больше 10% общей площади занимают дороги и примерно 5% ─ зоны застройки. Но кроме них нашлось место и сельскохозяйственным угодьям (1 109,7 тыс. га или 6,6%), и лесным площадям (4 125,9 тыс. га или 24,4%), и даже 524 тысячам гектарам (3,1%), находящимся под водой.

Среди земель водного фонда под водой находится куда больше ─ 27 351,4 тыс. га (97,5% всех земель водного фонда). Но помимо них есть сельскохозяйственные угодья 29,9 тыс. га (0,1%), лесные площади 16,7 тыс. га (0,1%), земли застройки 9,3 тыс. га (0,03%).

Самые большие земельные ресурсы

«Абсолютный рекордсмен» по размерам земельных ресурсов в России ─ земли лесного фонда ─ 1 121 928,1 тыс. га или 65,6% всех земельных ресурсов страны. Не удивительно, что по запасам древесины Россия занимает первое место в мире. Хотя буквально на пятки ей наступает тоже очень большая, но все-таки существенно уступающая по размерам территории, Бразилия. Непосредственно на лесные площади приходится 814 113,1 тыс. га (72,6%) ─ чуть больше 2/3 от всей площади земель лесного фонда. Еще один крупный сегмент земель лесного фонда ─ болота, занимающие 110 870,9 тыс. га или 9,9%. Часть земель лесного фонда скрыта под водой ─ 18 705,5 тыс. га (1,7%). Совсем немного ─ сотые и десятые доли процента, занимают земли застройки, дороги и сельскохозяйственные угодья.

Вторые по размерам земельных ресурсов ─ земли сельскохозяйственного назначения. И пусть их почти втрое меньше, (386 135,8 тыс. га или 22,6%) вместе с землями лесного фонда на них приходится 88 процентов всех земельных ресурсов страны.

Лидер среди сельскохозяйственных угодий ─ пашня (121 459,6 тыс. га или 55,1%). За ней следуют пастбища ─ 67 992,3 тыс. га или 30,9%; достаточно велика доля сенокосов ─ 24 004,4 тыс. га или 10,9%. А многолетние насаждения занимают всего 0,8% земель сельскохозяйственного назначения.

Земельные ресурсы стратегического назначения

Стратегический запас земельных ресурсов составляют земли запаса ─ 90 864,6 тыс. га или 5,3% всех российских земель. Примерно десятая их часть находится под водой, и столько же занято лесными площадями и лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд. Чуть меньше ─ 8 426,6 тыс. га или 9,3% ─ используются в качестве сельскохозяйственных угодий.

Еще одна категория земель, из которых сформированы земельные ресурсы страны, ─ земли особо охраняемых территорий и объектов, занимающие 46 065 тыс. га или 2,7% от всех земель.

Охрана земельных ресурсов

Тезис о том, что земельные ресурсы требуют охраны, едва ли нуждается в пространной аргументации. Сегодня почти во всех без исключения субъектах Российской Федерации наблюдается ухудшение состояния земель.

К числу наиболее опасных и разрушительных для земельных ресурсов процессов на территории России следует отнести эрозию, дефляцию (разрушение и перенос ветром на десятки и сотни километров верхнего слоя почв), засоление, опустынивание при недостатке влаги, заболачивание и подтопление ─ при ее избытке, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником. Все это приводит не только к потере продуктивности земель и снижению их экономической ценности, но и чревато самыми негативными последствиями, в том числе для здоровья человека.

Одним из наиболее опасных видов деградации является эрозия. На сегодняшний день водной эрозии подвержено 17,8% сельскохозяйственных угодий. Как следствие, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3% сельскохозяйственных земель. Интенсивное воздействие ветровой эрозии испытывают свыше восьми процентов земель. Эрозионные процессы особенно ярко проявляются на территориях интенсивного хозяйственного освоения земельных ресурсов.

Более других эрозии подвержены земли Приволжского, Южного и Центрального федеральных округов ─ 50,0,16,0 и 13,0 процентов соответственно.

Процессы заболачивания в наибольшей степени дают знать о себе в Центральном (31,0%) и Сибирском (23,0%) федеральных округах.

Одна из угроз земельным ресурсам в Российской Федерации ─ опустынивание, которому в различной степени подвержены земли в 27 ее субъектах. Площадь таких земель более 100 млн. га. Опустынивание приводит к тому, что естественные пастбища становятся малопродуктивными, приходят в движение пески, происходит засоление почв.

В наибольшей степени подвержены засолению земли Южного федерального округа, где от него в той или иной степени страдает до половины всех земель.

На Крайнем Севере земельным ресурсам грозит другая не менее грозная опасность. Крупномасштабное освоение расположенных за Полярным кругом территорий сопровождается возникновением обширных очагов деградации земель. Хрупкой северной природе все сложнее справляться с возрастающей нагрузкой на земельные ресурсы высоких широт. Страдают не только сами земельные ресурсы, но и напрямую зависящие от их состояния оленеводы, труд которых играет важнейшую роль в экономике и в жизни коренных народов Севера. По данным многолетних наблюдений восстановления биогеоценозов на участках оленьих пастбищ, среднее время возвращения к жизни нарушенных пастбищ в лесотундре и северной тайге составляет не менее 50 лет.

Причиной глубокого стресса, испытываемого земельными ресурсами России, являются разработка полезных ископаемых, масштабные строительные работы особенно в гидротехническом строительстве, прокладка трубопроводов и других транспортных коммуникаций, складирование и захоронение промышленных отходов, не всегда безупречное агрохозяйственное освоение земель, недостаточный уровень мелиоративных работ, неэффективное лесопользование.

Предотвратить деградацию земельных ресурсов можно, планомерно реализуя комплекс научно выверенных организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических и иных специальных мероприятий.

Огромные земельные ресурсы, которыми обладает Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные органы власти, юридические и физические лица ─ это поистине бесценное достояние. Но вместе с тем ─ это огромная ответственность. Особенно велика она у государства, которое владея большей частью (90%) земель, должно с одной стороны способствовать их приватизации, чтобы обеспечить более эффективное использование земельных ресурсов, стимулировать рост и развитие рынка недвижимости и экономики в целом. А с другой ─ обеспечивать сохранение, а при возможности ─ улучшение земель, независимо от их формы собственности.

Как показывает мировой опыт, даже при отсутствии монополии государственной собственности на землю, роль государства по управлению земельным фондом страны может оставаться очень высокой. А его деятельность, направленная на обеспечение рационального использования и охрану земель, а также на охрану прав собственников земли, ─ чрезвычайно эффективной.

22 июля 2014 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье
Вся аналитика
Статьи и аналитика рынка