В 2011 году участники загородного рынка реализовали около 1500 тысяч объектов. Лидером, как всегда, оказался Всеволожский район – более половины от общего числа продаж. Следующими по популярности идут Гатчинский и Ломоносовский районы – на их долю суммарно приходится 30% продаж. Активнее всего продавалось самые доступные форматы жилья. В элитном сегменте были лишь единичные сделки.
При этом в продажу вышло более 100 новых коттеджных поселков. Общее число поселков в предложении не поддается точному подсчету. По различным оценкам, их от 350 до 500 и даже более. Причем в ближайшие год-два и эти цифры увеличатся. Многие доморощенные девелоперы, скупавшие до кризиса землю в надежде на постоянный рост цен, сейчас пытаются избавиться от своих активов, распродавая ее под видом коттеджных поселков – чтобы вернуть хоть какую-то часть вложенных денег.
Именно такие проекты и формируют большую часть предложения. Более 70% объектов, находящихся в продаже, приходится сегодня на поселки, где продаются участки без подряда.
Продажа таких участков затруднена. В условиях все возрастающей конкуренции проекты, не обеспеченные инженерной инфраструктурой и представляющие собой фактически голую земельную нарезку, оказываются аутсайдерами. Это отразилось на ценах. Неподготовленные участки подешевели в среднем в в 1,5-2 раза.
В прошлом году спрос отчетливо сконцентрировался вокруг наиболее ликвидных проектов. А таковых на рынке лишь несколько десятков. В году нынешнем эта тенденция только усилится.
Создается впечатление, что рынок еще только ищет оптимальный формат загородного жилья, и непрофессиональным девелоперам на загородном рынке пока делать нечего.