Земельно-имущественные отношения


Перейти к следующей статье

Разговор о земельно-имущественных отношениях, пожалуй, правильно начать, рассмотрев по отдельности каждую из частей этого словосочетания: существительное «отношения» (разумеется, в правовом контексте) и слагаемые составного сложного прилагательного «земельно-имущественные».

Отношения в праве ─ это четко урегулированные его нормами общественные отношения. Четко ─ значит по писаному закону, полностью следуя его букве, а не в соответствии с порой достаточно размытыми понятиями, о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Ведь «хорошо» и «плохо» на разных исторических отрезках очень часто меняются местами.

Отношения – земельные и имущественные

Чтобы понять, в чем состоят земельные отношения, логичнее всего обратиться к Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ), где в п. 1. ст. 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» они определены следующим образом: «отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Земельные отношения ─ предмет регулирования земельного права.

Имущественные отношения, а также связанные с ними неимущественные регулируются нормами другой отрасли права ─ гражданским правом. Об этом сказано в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), а именно в ст. 2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством».

Имущественные отношения часто определяют как имеющие форму ссуд, кредитов, аренды и купли-продажи отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом. Очевидно, что содержащиеся в ст. 2 ГК РФ слова о порядке осуществления права собственности и других вещных прав относятся в т. ч. и к обороту недвижимой собственности. А земля, вовлеченная в гражданский оборот, как известно, помимо множества прочих своих функций, является еще и недвижимостью.

И отношения отраслей права

Под «взаимоотношения» двух отраслей права, гражданского и земельного, в любом государстве заложена если не бомба, то достаточно взрывоопасный потенциал противоречий. И причиной тому ─ многозначность понятия «земля». Многозначность не лексическая, а сущностная. Она обусловлена многими факторами. И, главным образом, свойствами самой земли. Земли, которая, во-первых, является основой жизни человека, важнейшим компонентом окружающей среды. Во-вторых, земля ─ это необходимое условие производственно-хозяйственной деятельности не только в аграрном комплексе, но и в строительстве, транспорте, добывающей промышленности и целом ряде других отраслей. В-третьих, земля ─ это товар, источник получения прибыли.

И поэтому нет ничего удивительного в том, что два законодательства ─ гражданское и земельное ─ смотрят на землю по-разному. Земельное ─ трепетно, как на основу жизни. А гражданское ─ вожделенно, как на приносящий прибыль товар.

Нельзя не принимать во внимание еще один фактор ─ неодинаковое у разных групп населения и отдельных граждан понимание места и роли земли в экономической, государственной и общественной жизни, в поддержании экологического равновесия. А в современных российских условиях, когда земля (еще вчера априори абсолютно бесплатная общенародная собственность) сегодня, пусть с ограничениями и исключениями, но все-таки покупается и продается, этот диссонанс становится еще отчетливее.

История вопроса

Если посмотреть на проблему взаимоотношений земельного и гражданского законодательств в историческом контексте, станет понятно, что существующее положение вещей не случайно.

В нашей стране вплоть до реформ начала девяностых годов XX столетия частной собственности на землю не существовало. Земля не была вовлечена в гражданский оборот, не являлась объектом купли-продажи и в этом смысле не представляла интереса для гражданского права.

В странах с «бескомпромиссно» рыночной экономикой ситуация была прямо противоположной. Земля, один из объектов права частной собственности, находилась в гражданском обороте, и поэтому земельные отношения регулировались почти исключительно нормами гражданского права.

Но всякая бескомпромиссность, в какую бы сторону она не была направлена, редко доводит до добра. Россия встала на путь рыночных реформ и вернулась к забытой более чем на полвека частной собственности на землю. А в некоторых странах, где раньше мало кто сомневался в том, что «рынок сам все устроит», осознали, что государство не вправе самоустраняться от решения проблем землепользования. Не просто осознали, но и приложили максимум усилий для развития специального земельного законодательства, определяющего обязанности собственников земли и регулирующего (в т. ч. административными, а не только экономическими, методами) порядок пользования землей. И в этом не было ничего революционного, ведь еще великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев отмечал: «…рынок должен обязательно сочетаться с активной ролью государства в экономике. Только государство, дополняя рынок, может обеспечить общенациональный интерес…». Жизнь показала, что применительно к земле эти слова справедливы вдвойне.

В поисках компромисса

Но и сегодня связанная с необходимостью максимально четкого разграничения гражданско-правовых и земельных отношений проблема полномочий гражданского и земельного законодательств в земельном вопросе ─ благодатное поле для дискуссий.

Употребление «синтетического» термина «земельно-имущественные отношения» означает вторжение в область взаимного влияния двух отраслей права. Отраслей, в силу естественных причин (уж слишком близко они сошлись в данном случае), а не по злой или доброй воле людей конкурирующих между собой и пытающихся «перетянуть одеяло» на себя. Но одновременно с этим, объединение двух прилагательных («земельные» и «имущественные») в одно ─ «земельно-имущественные» означает попытку примирить объективные противоречия двух сфер права и конвертировать противостояние между ними в продуктивное русло. Это тем более оправдано, что ядро земельного права в значительной степени сформировано нормами права гражданского.

В п. 3 уже упоминавшейся ст. 2 ГК РФ сказано: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

В свою очередь, в п. 3 ст. 3 ЗК РФ говорится о том, что «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами».

Закон пытается найти разумный компромисс между двумя взглядами на землю. Словосочетание «земельно-имущественные отношения» можно рассматривать как проявление этого компромисса, а не просто как констатацию того, что земельно-имущественные отношения ─ это абсолютно заурядные имущественные отношения по поводу земли.

Государственное управление земельно-имущественными отношениями

Очевидно, что в условиях рыночной экономики самым действенным механизмом сосредоточения земельных ресурсов в руках наиболее эффективных собственников является рынок земли. Насколько он успешно справится с этой непростой задачей, во многом зависит от двух «не рыночных» факторов. Во-первых, от состояния законодательной базы. А во-вторых, от эффективности функционирования органов власти всех уровней, призванных осуществлять государственное регулирование земельно-имущественных отношений. Главная задача государственного управления земельно-имущественными отношениями ─ создание благоприятного экономического климата для всех участников рынка земли.

Важное место в этой работе принадлежит административно-правовым методам ─ совокупности организационных и правовых актов и мер воздействия, устанавливающих правила и способы использования земельных участков и регулирующих отношения владения, пользования и распоряжения ими.

К числу механизмов государственного управления земельными и имущественными отношениями относятся земельный налог и арендная плата за пользование государственными землями.

Роль региональных и местных органов власти в регулировании земельно-имущественных отношений

Важная роль в процессах государственного регулирования земельно-имущественных отношений принадлежит региональным органам власти.

В ряде субъектов Российской Федерации орган государственного управления, уполномоченный выполнять эту работу, называется министерство имущественных и земельных отношений. Это республики ─ Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская, Чеченская, Чувашская, и целый ряд областей ─ Тверская, Рязанская, Тульская и другие.

В Республике Башкортостан ответственное за решение «земельного вопроса» министерство называется почти также ─ только слова «имущественных» и «земельных» поменялись местами ─ Министерство земельных и имущественных отношений РБ. Министерства с аналогичным названием есть в соседнем Татарстане и в Республике Тыва.

Составной частью ряда областных администраций, например, в Ярославской, Белгородской, Смоленской, Владимирской областях, является департамент земельных имущественных отношений.

Но какое бы название не носили «ответственные за землю» региональные властные органы, суть деятельности у них одна: управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности субъекта федерации, включая земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Немалая часть нелегкой ноши по регулированию земельно-имущественных отношений досталась муниципальным органам власти. Называться они могут по-разному. Например, отдел имущественных и земельных отношений, комитет имущественных и земельных отношений или как функционирующие в муниципальных районах Республики Татарстан муниципальные учреждения под названием «Палата земельных и имущественных отношений».

Этим структурам приходится решать чрезвычайно широкий круг задач, направленных на обеспечение максимальной эффективности и доходности от использования недвижимого муниципального имущества, и контролировать это использование.

Они выполняют разнообразные функции:

  • участвуют в разработке муниципальных программ, направленных на более эффективное регулирование земельных отношений и рациональное использование земель;
  • вырабатывают предложения о разграничении собственности земельных ресурсов;
  • ведут Реестр муниципальных земель, поддерживая функционирование системы учета земельных ресурсов;
  • обеспечивают передачу земельных участков гражданам и юридическим лицам;
  • осуществляют муниципальный земельный контроль;
  • выступают заказчиком работ, связанных с управлением земельными участками, находя­щимися в муниципальной собственности;
  • контролируют поступление в местный бюджет средств от про­дажи и аренды, а также иных видов использования земельных уча­стков, находящихся в муниципальной собственности.

Земельно-имущественные отношения и государственные программы

Способом государственного участия в развитии экономики является программно-целевой метод планирования и управления. Его уже многие годы используют в США, Великобритании, Германии и других странах. России тоже есть, что предъявить в части разработки и реализации государственных целевых программ. Достаточно вспомнить о плане ГОЭЛРО или Энергетической программе.

Федеральные целевые программы позволяют ставить и эффективно решать самые сложные задачи, поскольку программно-целевой подход способствует преодолению межведомственных барьеров, помогает обеспечить действенный контроль за ходом достижения поставленных целей и рациональным расходованием финансовых средств.

Примером федеральной целевой программы, непосредственно касающейся земельно-имущественного комплекса, является программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)». Она направлена на гармонизацию сферы земельно-имущественных отношений на основе соблюдения баланса интересов, взаимной ответственности и координации усилий государства, бизнеса и общества в обеспечении перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Еще один по своей сути программный документ ─ «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р. Он призван обеспечить условия для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, защиту прав на недвижимое имущество, снижение административных барьеров в развитии рынка и обеспечение рационального налогообложения недвижимости.

Земельно-имущественные отношения: спрос на квалифицированных специалистов растет

Развитие рынка потребовало большого числа квалифицированных специалистов по земельно-имущественным отношениям. Чтобы восполнить их дефицит в перечне направлений подготовки среднего профессионального образования появилась специальность под названием «Земельно-имущественные отношения». Ее основное содержание ─ экономика и управление недвижимостью. Сегодня специалист по земельно-имущественным отношениям ─ чрезвычайно востребованная профессия, а земельно-имущественные отношения ─ специальность, которую смело можно причислить к числу наиболее популярных среди абитуриентов.

Объектом профессиональной деятельности специалистов по земельно-имущественным отношениям является недвижимость: земля и иное недвижимое имущество. Они обеспечивают проведение учетной и инвентаризационной деятельности, занимаются установлением рыночной, инвестиционной, ликвидной и иной стоимости имущества.

В высшем профессиональном образовании направлений подготовки (специальностей), название которых совпадало бы с заголовком этой статьи, нет, но есть созвучные ─ «Землеустройство», «Земельный кадастр», «Экспертиза и управление недвижимостью». По окончанию обучения по этим специальностям выпускникам присваивается квалификация «инженер». А тем, кто проходил подготовку по специальности «Землеустройство и кадастры», присваивается квалификация «Бакалавр землеустройства» или «Магистр землеустройства».

Сегодня земельно-имущественные отношения ─ значимый сегмент многих сфер государственной и общественной жизни: правовой, административной, экономической, социальной, информационной. И это абсолютно справедливо, ведь история убедительно доказывает: от состояния земельно-имущественных отношений во многом зависит уровень социально-экономического развития любой страны. В т. ч. и уровень жизни людей, казалось бы, не имеющих к рынку земли никакого отношения.

3 октября 2014 г.

Современный жилой квартал «YouПитер» в Мурино

Современный жилой квартал «YouПитер» строится на территории поселка Мурино, в пешей доступности от станции метро «Девяткино». Разновысотная композиция из пяти секционных жилых корпусов гармонично вписывается в окружающую среду, не перегружая ее, а наоборот, создавая все условия для благополучного проживания. Концепция эргономичного пространства находит отражение в стильной архитектуре, качественном благоустройстве дворов и продуманной внутренней инфраструктуре.

Распродажа участков в КП "Коркинские просторы"

В непосредственной близости от живописного Коркинского озера, лесного массива и Санкт-Петербурга на территории в 25 гектар расположился новый КП "Коркинские просторы". Для того, чтобы добраться до него из Северной столицы, потребуется преодолеть всего 12 километров по Мурманскому шоссе. Новая асфальтированная дорога не перегружена транспортом.

Новое Иннолово - это Ваш новый дом

Новое Иннолово представляет собой классическое ИЖС, где каждый сам решает, какие услуги ему необходимы. Дополнительно к стоимости участка не взимается никакая плата, нет скрытых платежей за организацию и обслуживание дорог, охрану и инженерные коммуникации. Вы самостоятельно принимаете решение об организации ТСН. Договора со всеми эксплуатирующими организациями заключаются напрямую. Участки уютно скомпонованы в мини-кварталы, предусмотрены прогулочные зоны.

Коттеджный поселок Юкковское Парк

Коттеджный поселок Юкковское Парк — это уникальный архитектурный проект, не имеющий аналогов на отечественном рынке недвижимости. Располагается в непосредственной близости от Петербурга (5 км от ТРЦ Мега Парнас), Юкковское Парк представляет собой обособленное, охраняемое пространство, на обширной территории которого создаются идеальные условия комфортной жизни за городом.

Таунхаусы во Всеволожске

Aurinko Бор вне дефицита спроса

Аналитики рынка загородного элитного жилья в последние годы охотно увязывали развитие коттеджного строительства с переездом в Петербург менеджеров «Газпрома». Делая ставку на этих «московских» клиентов, девелоперы запустили в реализацию несколько проектов, на которые возлагались большие надежды. Однако история с переселением монополиста в северную столицу оказалась длительной и пошла не по тому сценарию, что предполагали эксперты. Как показала реальность, спрос был изрядно переоценен.

Подробнее

Отделка «под ключ», потолки 3 м. Фитнес-клуб.
Всеволожский район

Европланировки, квартиры с палисадниками
Всеволожский район

Продажа таунхаусов в Петергофе
Петродворцовый район