Два процента на чертеж

«Загородные застройщики тратят до 2% бюджета на архитектурные бюро. Хотя это в разы меньше, чем на Западе, но куда больше, чем два-три года назад», – утверждает Алексей Герасимов, руководитель Агентства по коммерческой оптимизации жилых проектов.

Согласно данным Бюро аналитики по рынку недвижимости, примерно 43% реализуемых загородных комплексов предлагают коттеджи или таун-хаусы (часто в сочетании с участками без подряда). При этом по осторожным оценкам экспертов, из 280 застройщиков, действующих на загородном рынке, лишь четверть обращается в профессиональные архитектурные бюро при разработке загородного комплекса.

С одной стороны, жесткая конкуренция на загородном рынке, вроде бы, повышает требования к архитектурной проработанности предлагаемых проектов. С другой: основным продуктом продажи остаются недорогие участки без подряда и архитекторам в таких проектах делать вообще нечего.

«Верхний предел затрат на архитектурные бюро сегодня составляет 2% от общего бюджета проекта. Мне неизвестны проекты, где бы эти расходы были больше. Это в несколько раз меньше, чем на западе, где на эти нужды девелоперы отводят до 10% бюджета. Но даже такая цифра звучит обнадеживающе, поскольку еще пару лет назад эта статья расходов не выходила за 1-1,5% общей стоимости строительства», – говорит Алексей Герасимов.

Архитекторами Петербург не обделен. В «Желтых страницах» (речь, конечно, идет об электронной версии известного справочника, который уже несколько лет не выпускается в печатном виде) в Северной столице значатся 101 архитектурное бюро. Значительная их часть, впрочем, не самостоятельные фирмы, а подразделения строительных компаний, в основном занятая «обслуживанием» собственных заказов головного предприятия.

«При проработке проекта мы обращаемся сразу в несколько архитектурных бюро, просим дать нам идеи будущего комплекса. Но в окончательном виде проект делает наш собственный архитектор. Мы убедились, что это – проще, чем заставлять сторонних специалистов учитывать все нюансы наших требований», – делится опытом Дмитрий Майоров, генеральный директор «Русь: Новые Территории».

4 июля 2014 г.

Вся аналитика
Статьи и аналитика рынка