Категории земель


Перейти к следующей статье

 

Земельный кодекс Российской Федерации подразделяет земли на несколько категорий. Условно можно выделить несколько групп таких категорий.

Земли, используемые в хозяйственной деятельности максимально интенсивно, на которых протекает основная часть жизни и осуществляется трудовая деятельность большинства населения страны, ─ это земли населенных пунктов и носящие самое длинное среди всех категорий название ─ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов наиболее ярко олицетворяют то, что называется окружающей средой.

Земли сельскохозяйственного назначения занимают промежуточное положение. Стратегический земельный резерв формируют земли запаса.

Земли различных категорий (иногда не совсем корректно для их названия используются словосочетания «категории назначения земель» или «категории использования земель») используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Категории земель и разрешенное использование (последнее принимается в соответствии с зонированием территорий) в решающей степени определяют правовой режим земельных участков. Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории.

Где указывается категория земель

Категория земель (земли населенных пунктов, земли запаса и т.д.) указывается в различных документах. В том числе, в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А также в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Перевод земли в другую категорию

Особенности перевода земель в другую категорию регламентированы в Федеральном законе от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для перевода земель заинтересованному лицу необходимо подать ходатайство в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В ходатайстве должна быть указана следующая информация: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых он входит, и земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование такого перевода и права на земельный участок.

Помимо ходатайства необходимо представить пакет документов, который должен включать:

  • выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения о предполагаемом к переводу земельном участке, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
  • копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физических лиц);
  • выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок;
  • согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую.

А если федеральными законами предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы ─ заключение такой экспертизы.

К подготовке «пакета» следует подойти внимательно. Если к ходатайству будут приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства или с ходатайством обратится ненадлежащее лицо, в его рассмотрении может быть отказано.

Когда еще возможен отказ

Перевод категории земель может не состояться и по другим причинам. Основанием для отказа могут стать, например, установленные в соответствии с федеральными законами ограничения либо запрет на перевод земель из одной категории в другую или несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории и землеустроительной документации. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

Нарушения установленного законодательством порядка перевода земель из одной категории в другую служит основанием для признания актов о переводе недействительными.

Когда перевод можно считать свершившимся

В связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую вносятся изменения в государственный кадастр недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перевод считается состоявшимся со дня осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе из состава земель одной категории в другую, не требуется.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения

Перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в исключительных случаях. Основанием для него могут служить в частности: консервация земель; создание особо охраняемых природных территорий; установление или изменение черты населенных пунктов; размещение промышленных объектов.

Непригодные для осуществления сельскохозяйственного производства земли сельскохозяйственного назначения включаются в состав земель лесного фонда, водного фонда или земель запаса.

Причиной для перевода сельскохозяйственных земель в другую категорию становятся строительство автомобильных или железных дорог, линий электропередач и связи, нефте-, газо- и иных трубопроводов.

Перевод могут продиктовать необходимость выполнения международных обязательств Российской Федерации и стремление обеспечить обороноспособность страны и безопасность государства.

Исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения подлежат земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению. Они могут переводиться в земли запаса.

Почти без ограничений

Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения осуществляется без ограничений. Если эти земли были загрязнены или застроены зданиями, строениями и сооружениями, подлежащими сносу, их перевод в другую категорию возможен при наличии утвержденного проекта рекультивации.

Если на этих землях осуществлялась деятельность, связанная с нарушением почвенного слоя, их перевод в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель. (При переводе, осуществляемом по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, этого не требуется).

Если утрачено ценное значение

Для перевода в другую категорию земель особо охраняемых территорий необходимо положительное заключение государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз для установления утраты такими землями их особого природоохранного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного, научного или иного особо ценного значения.

Перевод земель других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае создания особо охраняемых территорий и туристско-рекреационных особых экономических зон и иных установленных законодательством случаях.

Перевод земель лесного …

Перевод земель лесного фонда в земли других категорий разрешается в случае: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границ населенных пунктов; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

…и водного фонда

Эти же причины являются основанием для перевода в другую категорию земель водного фонда. А, кроме того, ими могут служить изменения русла, границ, местоположения или вовсе прекращение существования водных объектов.

Обратный процесс ─ перевод земель другой категории в земли водного фонда допускается, если они оказываются заняты водными объектами, например, при строительстве водохранилищ или гидротехнических сооружений.

Распределение земель по категориям в России

Не удивительно, что в считающейся мировой кладовой леса России, на земли лесного фонда приходится почти 2/3 всей территории страны (более 1 млрд. гектаров). Вторая по суммарному размеру угодий категория земель ─ земли сельскохозяйственного назначения (22,6% или 386 млн. га). Третье место в списке «категории земель РФ» принадлежит землям запаса (5,3%; почти 91 млн. га), четвертое ─ землям особо охраняемых территорий и объектов (2,7%; 46 млн. га). На земли водного фонда, земли населенных пунктов и земли промышленности и иного специального назначения приходится по одному или одному с небольшим проценту от общей территории страны. Соответственно, 1,6% (28 млн. га), 1,2% (почти 20 млн. га), 1,0% (почти 17 млн. га).

Земли лесного фонда ─ это не только лесные площади (а они занимают 72 процента земель лесного фонда), но и болота (9,9%), земли, находящиеся под водой (1,7%). Меньше процента на каждый вид угодий приходится на земли застройки, дороги, не входящие в лесной фонд лесные насаждения, нарушенные земли, сельскохозяйственные угодья, земли в стадии мелиоративного строительства. Но больше всего (помимо непосредственно лесных площадей) среди земель лесного фонда т. н. «прочих земель» (15,3%).

Внутри категории сельскохозяйственных земель безоговорочно лидирует пашня (55,1%). Велика доля пастбищ (30,9%) и сенокосов (10,9%). Небольшая доля у залежей и многолетних насаждений: 2,3 и 0,8 процентов соответственно.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного назначения включают широкий перечень угодий. Почти половина из них «попадает» в графу «прочие земли». Около четверти приходится на лесные площади. Чуть более 10 процентов занято дорогами. Весома доля сельскохозяйственных угодий (6,6%) и земель застроек (5,4%).

Виды категорий земель в федеральных округах страны

Виды категорий земель в различных регионах страны одинаковы, но их доля разная.

Наиболее велик удельный вес земель сельскохозяйственного назначения в Северо-Кавказском и Южном федеральном округах ─ 78,4 и 79,2%. А наименьшим этот показатель является в Сибирском и Дальневосточном ─ 18,8 и 10,6%.

Зато в этих двух федеральных округах велика доля земель лесного фонда: в Дальневосточном ─ 80,2% и Сибирском ─ 68,1%. А самым безлесным является Южный ФО ─ в нем земли лесного фонда занимают 6,5 процентов.

Показатели доли земель населенных пунктов находятся в диапазоне от 0,3% в Дальневосточном ФО до 7,5% в густонаселенном Центральном федеральном округе.

Колебания доли земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения не столь велики, составляя от 0,3% в Дальневосточном федеральном округе до 1,9% в Центральном.

Примерно одинакова во всех федеральных округах доля земель особо охраняемых территорий и объектов. Меньше всего она в отличающихся высокой степенью хозяйственного освоения территории Приволжском и Центральном федеральных округах ─ по 1,1%. А больше всего таких земель в Северо-Западном федеральном округе ─ 3,5%.

Наиболее высока доля земель водного фонда в, казалось бы, абсолютно «сухопутном» Уральском ФО. А минимальна - в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах (по 0,6%). Хотя, если говорить об абсолютном значении этого показателя, на Дальнем Востоке земли водного фонда занимают почти в шесть раз большую площадь.

Доля земель запаса максимальна в Сибирском федеральном округе (7,5%), а минимальна в Приволжском и Центральном федеральных округах ─ 1,2 и 2,0 процента.

Деление земель на категории по их целевому назначению ─ важнейший отраслевой принцип российского земельного права. Получив законодательное закрепление в действующем Земельном кодексе РФ, он стал нормой-принципом.

Деление земель на категории позволяет осуществлять в отношении различных групп земельных участков установление их правового режима, способствующего рациональному землепользованию, как с точки зрения хозяйственных результатов, так и сохранения земли ─ важнейшего элемента окружающей среды.

3 июня 2014 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье
Вся аналитика
Статьи и аналитика рынка